В России начали воодушевленно заявлять, что однополярному миру, существовавшему с 1992 года, когда в мире доминировало одно государство – США, пришел конец. Крым – это водораздел, и пришедшая в себя Россия уже поднялась с колен, и с ней придется считаться, твердят в унисон друг другу чуть ли не все политические эксперты северного соседа. Мнение это не чуждо и ряду западных политиков, уже публично признающих появление второго полюса в лице России. В Москве же придают особое значение такого рода высказываниям извне.
Итак, как бы там ни было, после аннексии Крыма и дальнейшего присоединения его к себе Россия почувствовала уверенность на геополитическом уровне. За весь постсоветский период не наблюдалось ничего подобного. Это что-то новое и созвучно динамике событий, связанных с ближним зарубежьем, прежде всего с Украиной. Тон руководителей РФ изменился в корне, и поведение этой страны в международных делах приобрело непривычно резкий характер.
И тут возникает вопрос: если действительно происходит возврат к знакомой людям нашего поколения биполярности со всеми вытекающими отсюда последствиями, то готовы ли мы к такому повороту событий? Ведь приметы этой старой-новой ситуации налицо, и азербайджанцам, которым не чужды любопытство и любовь к зрелищам, на сей раз не грозит роль пассивного зрителя, происходящего в мире как при СССР. Нам, носителям состоявшейся государственности с обнадеживающими перспективами на будущее, придется приспосабливаться и выживать в такой непростой обстановке.
То, что Азербайджан – небольшая по территории страна с недостаточными возможностями серьезно влиять на ход процессов мирового масштаба, не вызывает возражений. Однако это не дает повода опустить руки и отдаться воле судьбы – мы обречены вести борьбу за выживание в этих малознакомых нам джунглях, где царит право сильного.
Что бы там ни было, условная биполярность, о которой так упорно говорят в России, даже при условии, что действительность вовсе не та, как то было в период с 1946 по 1991 год, когда восточному блоку (СССР и его союзникам) противостоял западный блок (США и их союзники по НАТО), не подлежит сомнению, и с этим придется считаться. Без каких-либо преувеличений, НАТО сейчас как никогда сильна по всем параметрам, так как блок, не упустив исторического шанса, стремительно расширялся за счет стран бывшего социалистического лагеря. Так что утверждение, что тотальное превосходство Запада и роль управляющего миром Соединенных Штатов кануло в Лету, весьма спорное.
От фактов не уйдешь. Воспрявшая духом Россия находится лицом к лицу с нелицеприятной для себя действительностью: разрушена до основания созданная еще Сталиным от Атлантики до Тихого океана буферная зона безопасности по периметру бывшего СССР. Евроатлантический альянс не ограничился этим разрушением и пошел дальше – стал катализатором дробления самого постсоветского пространства. На наших глазах три прибалтийские союзные республики бывшего СССР подались в Евросоюз и НАТО, причем без территориальных потерь. Западная ориентация Молдавии и Украины же обошлась им дорого: первая получила «мятежное» Приднестровье и автономную Гагаузию, вторая столкнулась с аннексией Крыма и мятежом так называемых «восточных областей». Но получил ли Кремль ожидаемый эффект от этих наказаний? Вряд ли, потому как, несмотря на крупные потери, обе эти восточноевропейские страны, по всей видимости, окончательно порвали с путинской Россией. Наш ближайший южнокавказский сосед – Грузия – поступил так же, при этом им пришлось смириться с большими территориальными потерями. Однако и грузины не свернули с выбранного прозападного курса. В Средней Азии братский Узбекистан уже не плывет в фарватере московской политики, ведет себя более чем независимо, а Туркмения имеет международно-правовой статус нейтральности. Так что «Среднеазиатскому округу» Жириновского не бывать.
Что касается Азербайджана, мы уже «наказаны», притом раньше других. Но сбылись ли ожидания авторов этих «наказаний»? Московские стратеги не могут не понимать, что однозначная ставка на Армению в южнокавказском контексте, торпедирование карабахских переговоров – это еще не все и не помогает в решении главного вопроса для Москвы – необходимости окончательно привлечь Азербайджан в свою орбиту. Невозможно отрицать, что не Армения, и не Грузия, а именно Азербайджан – ключевая страна для России в Южно-Кавказском регионе. Хлопцы в Белокаменной не могут позволить себе такую роскошь, как отрицание факта, что начиная с 1988 года они сами несправедливо сильно обидели Баку, встав на сторону Еревана в ходе карабахского конфликта, результатом которого стали потеря контроля над обширным регионом и гибель большого количества людей. Вот где зарыта собака, что встало огромной проблемой и большим препятствием для Москвы на пути в Баку. Не так-то просто завоевать расположение Азербайджана.
Нельзя игнорировать и то, что Азербайджан – уже не та страна. У него, выстроившего, так сказать, нормальные двухвекторные и даже многовекторные отношения, свои собственные расчеты экономического, военного и политического характера.
Однако вернемся к утверждениям о восстановлении биполярности. Если Россия ставит перед собой цель превратиться в новый силовой центр, она должна вернуть все утраченное по всему периметру. Но в состоянии ли она это сделать? Осуществимо ли все это, требующее колоссальных сил и средств? И все же ответы на эти вопросы – не наша головная боль. У нас свои проблемы – мы не можем не обращать внимания на то, что путинская Россия сегодня находится в русле конфронтации с Западом – действие сторон происходит в открытом режиме и пугает всех независимо от удаленности от эпицентра событий. Вот вам свежий пример. Лагерь, который в условиях цейтнота Россия пытается сформировать все еще на бумаге. Там, кроме России, видится и ненадежная Белоруссия, осторожный и экономически расчетливый Казахстан и крошечная, ловкая и готовая при первой же возможности переметнуться в противоположный лагерь Армения. Что будет дальше при таком раскладе сил в биполярной Евразии, не станем пророчить. Однако первым на ум приходит вариант, что, если Россия твердо намеревается продолжать заданный собой же курс, тогда логично будет ожидать попыток усилить свой лагерь за счет новых союзников из ближних стран, чтобы иметь возможность адекватно реагировать на всевозможные вызовы. ОДКБ – не тот формат перед поступательным движением НАТО. Ну а каким образом Кремль будет реализовывать свои намерения, пока остается загадкой.
Сегодня в Баку многие задаются вопросами: где же место Азербайджана? В какой лодке он должен находиться, чтобы обеспечить свою безопасность? Вопросы эти на повестке дня держат дешифрованные агенты влияния Запада, с которыми дебатируют такие же дешифрованные агенты влияния Москвы. Все предельно откровенно. Как одни, так и другие приводят собственные аргументы. Ну а выбирать в любом случае придется нам. Действительно, для страны с малыми людскими ресурсами (9,5-миллионным населением), но богатой углеводородными запасами и имеющей выгодное географическое расположение, плюс с затяжным военным конфликтом с соседом, вопрос, пожалуй, отнюдь не риторический. Если согласиться с теорией о том, что третья мировая война начнется (или уже началась) из-за энергоресурсов, то оставят ли нас в покое?
Итак, рассмотрим наши перспективы. Что предлагает нам Запад, и что предлагает нам Кремль? В целом ничего конкретного. Обе стороны как бы молчат. С Западом вроде все ясно. Их больше интересуют наши углеводородные запасы, транзитные пути, вопросы демократии и прав человека, чем тяжелые последствия оккупации 20 процентов территории Азербайджана и оскорбительной для нас этнической чистки. Более того, за этот период Запад, имея с нами многомиллиардные экономические проекты, ежегодно под разными предлогами продолжал оказывать финансовую помощь Армении, чтобы она смогла выстоять в противоборстве с Азербайджаном. Такое незаслуженное отношение к Азербайджану переварить весьма сложно. В этом вопросе Россия от Запада мало чем отличается.
Ныне очень много разговоров о том, что Путин задался целью возродить СССР. Именно на этой волне собирателя земель русских в России ура-патриоты всех мастей – от левых до ультрашовинистов – едины в своих симпатиях к российскому президенту. Однако какой Советский Союз собирается строить Владимир Владимирович, никто толком объяснить не может. Неужто сталинского образца? А каков будет в реале Евразийский экономический союз? Выясняется, что в этом проекте существует и невидимая часть айсберга. Москва по ходу дела вдруг заговорила о создании наднационального парламента трех стран – Белоруссии, Казахстана и РФ. Казахи всерьез насторожились, а Назарбаев выступил против политизации ЕАЭС. Подписанный на днях в Астане Договор о ЕАЭС ограничивается осуществлением согласованной политики в ключевых отраслях экономики. Это пока, а дальше – кто знает, какая еще карта спрятана в рукаве господина Путина.
Немало разговоров и об изменении приоритетов России в карабахском вопросе в пользу Азербайджана – якобы ведутся тайные переговоры о передаче под контроль Баку оккупированных территорий взамен вхождения нашей страны в евразийское политико-экономическое пространство. Как то не верится. Помнится, еще во времена Гейдара Алиева Азербайджан выразил готовность на более весомое сближение с Москвой, лишь бы она содействовала восстановлению территориальной целостности. Однако Москва не согласилась…
Словом, не стоит данную «новость» принимать близко к сердцу по той простой причине, что Кремль, во-первых, пока не проявляет готовность кардинально изменить свою южнокавказскую политику. Во-вторых, там еще силен фактор армянского влияния на принятие политических решений российского руководства, и они не допустят такого поворота событий.
И напоследок. Если Россия действительно верит в свои силы и стремится вновь стать силовым центром в Евразии, то это ее право, и никто не может противиться этому. Ну а если этот силовой центр будет миролюбивым, будет уважать международное право, то участие в ее проектах было бы даже выгодным, но с единственным условием, что он будет гарантом суверенитета и территориальной целостности партнеров.
Мы уже очень долгое время находимся в СНГ – тоже российском проекте, однако этот формат не был в состоянии устранить последствия оккупации азербайджанских земель и не смог предотвратить оккупацию части Грузии и Украины. Если новые проекты России будут повторять содержательно и по сути СНГ, тогда какая польза от участия в них? Не проще ли держаться от греха подальше и не иметь дело со всякими нездоровыми сборищами?
Мир стремительно меняется, друзья, и мы неожиданно оказались в тисках двух противоборствующих полюсов. Выдержим ли, выживем ли, покажет время.