28 мая Еврокомиссия обнародовала свою комплексную стратегию энергетической безопасности. Ее ближайшая цель заключается в предотвращении очередного зимнего энергетического кризиса, какой Европа пережила в 2006 и 2009 годах, а долгосрочная задача состоит в снижении зависимости ЕС от ненадежных иностранных поставщиков энергоресурсов, особенно от России. Европейский совет, куда входят главы государств и правительств стран-членов ЕС, обсудит предлагаемый план на своей сессии 26-27 июня.
Главная проблема Европы состоит в том, что спрос на энергоресурсы к 2030 году увеличится примерно на 27 процентов, в то время как производство энергоресурсов внутри ЕС снижается. Страны Евросоюза уже сегодня более чем наполовину удовлетворяют свой спрос на энергию за счет зарубежных поставок, за что им приходится платить более одного миллиарда долларов ежедневно. Из внешних источников члены ЕС получают 88 процентов потребляемой нефти и 66 процентов природного газа. Даже что касается твердого топлива, каким является уголь, то и здесь ЕС получает почти половину потребляемого объема из стран, не входящих в ЕС.
Государства ЕС опасаются, что такая ситуация лишит их переговорных преимуществ и рычагов влияния, а сами они станут уязвимы для перебоев с поставками и политического шантажа. Например, из-за зависимости от российских энергоресурсов европейцы не желают выступать против политики Москвы на Украине и поддерживать энергетические санкции.
Понятно, что наибольшую обеспокоенность вызывает зависимость от российских поставок. В прошлом месяце председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил на конференции в Брюсселе, что украинский кризис с его геополитическими и энергетическими «играми» представляет самую серьезную угрозу европейской безопасности со времен холодной войны. Среди последних мер российского давления на Украину фигурируют угрозы отключить подачу газа в эту страну, если она не расплатится по многомиллиардным долгам за прошлые поставки и не согласится оплачивать будущие поставки по более высоким ценам. Отключение Украины от трубы легко может отразиться и на других европейских странах, поскольку через Украину проходит половина газа, предназначенного для Европы, и у Киева вполне может возникнуть соблазн забрать себе часть транзитных поставок. Руководство ЕС также опасается, что в предстоящие годы Москва будет применять меры энергетического давления и против других государств, включая членов Евросоюза.
Россия по всем меркам является самым крупным поставщиком нефти и газа на европейский континент. В прошлом году Газпром поставил в Европу рекордное количество природного газа — 161,5 миллиарда кубометров. Поскольку добыча газа в Норвегии, также являющейся важным источником европейского газового импорта, в предстоящие десять лет будет и дальше снижаться, доля России на рынке ЕС может увеличиться. Евросоюз пытается компенсировать такое сокращение поставок за счет импорта дорогого сжиженного природного газа (СПГ) и особенно дешевого американского угля. Но многие страны Центральной и Восточной Европы очень сильно зависят от российской нефти и газа, которые составляют значительную долю в их энергетическом импорте. Шесть стран ЕС, включая три прибалтийские республики и некоторые балканские государства, такие, как Болгария, весь потребляемый газ получают из России. Кроме того, мало кто из альтернативных поставщиков находится в такой близости, как Россия, и может обеспечить такие же объемы поставок. Поэтому Европа будет зависеть от российских углеводородов во всем обозримом будущем.
Зависимость ЕС от импорта из России усугубляется еще и тем, что у него нет единой энергетической политики. Ситуация в этом плане начала меняться лишь после российско-украинского трубопроводного кризиса 2009 года, когда общеевропейский «третий пакет» энергетических реформ, вступивший в силу в 2011 году, привел к скромному прогрессу в деле гармонизации энергетических рынков стран-членов ЕС. Тем не менее, российский президент Владимир Путин умело формирует и укрепляет двусторонние связи с европейскими лидерами, обходя стороной общеевропейские механизмы, которые он презирает не меньше, чем Виктория Нуланд. Хотя российские официальные лица неоднократно обещали, что Россия останется надежным поставщиком энергоресурсов, они настаивают на изменениях в политике ЕС, в рамках которых предпочтение должно быть отдано странам-экспортерам. Это подразумевает предоставление гарантий поставщикам и распределение рисков между поставщиками, транзитными странами и потребителями.
Говоря о предлагаемой стратегии энергетической безопасности, Баррозу отметил: «После газового кризиса 2009 года ЕС многое сделал для того, чтобы укрепить свою энергетическую безопасность. Но он по-прежнему уязвим. Напряженность из-за Украины вновь показала это. В свете того, что общая энергетическая зависимость от импорта превышает 50 процентов, нам нужно предпринять дальнейшие шаги». Имея в виду Россию, еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер (Gunther Oettinger) заявил: «Нам нужно прочное и стабильное партнерство с важными поставщиками, но мы не должны пасть жертвой политического и коммерческого шантажа».
Чтобы оценить ближайшую угрозу от прекращения подачи газа предстоящей зимой, комиссия хочет провести региональные или общеевропейские стресс-тесты, смоделировав перебои с поставками и проанализировав, как на это отреагируют энергетические системы ЕС. Там, где результат окажется неудовлетворительным, ЕС разработает новые или расширит существующие планы действий в чрезвычайной ситуации, а также создаст механизмы быстрого реагирования, такие, как создание дополнительных запасов газа за счет расширения хранилищ; разработка вариантов переключения с одного вида топлива на другое, скажем, перехода газовых электростанций на угольное топливо; оценка способов срочного реверсирования газовых потоков из России в обратном направлении — из Западной Европы в страны Восточной Европы; объединение энергопоставок в чрезвычайных обстоятельствах, чтобы страны, которые больше всех страдают от нехватки энергоресурсов, быстро пополнили свои запасы.
Чтобы укрепить энергобезопасность ЕС в ближайшей и долгосрочной перспективе, комиссия подчеркивает необходимость диверсификации внешних поставок энергоресурсов, модернизации энергетической инфраструктуры, создания внутреннего энергетического рынка Евросоюза (за счет повышения взаимосвязанности мощностей по выработке электроэнергии), строительства недостающей инфраструктуры (такой как соединительные трубопроводы, позволяющие быстро перенаправлять энергетические потоки внутри ЕС), реализации мер по рациональному использованию энергетических ресурсов (особенно для зданий) и совершенствования координации при принятии решений по национальной политике, чтобы выступать единым фронтом на переговорах с иностранными партнерами.
Диверсификация поставок энергоресурсов и транспортных маршрутов остается серьезной проблемой. В прошлом году 39 процентов газового импорта ЕС пришлось на Россию, 33 процента на Норвегию и 22 процента на Северную Африку. ЕС долгие годы пытается получить новые объемы поставок из каспийского региона, в частности, из таких стран как Азербайджан, Казахстан и Туркмения, за счет расширения южного газового коридора, идущего через Южный Кавказ. В последнее время он также сосредоточился на развитии средиземноморского газового узла, увеличив поставки СПГ в юго-восточную Европу.
Чтобы третьи стороны имели меньше возможностей использовать разногласия в рядах ЕС за счет применения тактики «разделяй и властвуй», комиссия стремится повысить прозрачность и усилить конкуренцию в европейской энергетике. Она хочет, чтобы страны ЕС заранее информировали ее о переговорах на тему поставок энергоресурсов со странами, не входящими в Евросоюз. Но выступать с единых позиций на переговорах с зарубежными партнерами по-прежнему трудно, поскольку число участников крупного энергетического проекта велико. Кроме того, хотя после заключения Лиссабонского договора роль Еврокомиссии в энергетических вопросах повысилась, руководство стран ЕС зачастую относится к энергоресурсам как к важному вопросу национальной безопасности и внутренней политики, и считает, что другие страны ЕС, зачастую выступающие в качестве конкурентов, не должны препятствовать его решению.
Попытки расширить использование возобновляемых источников энергии также наталкиваются на препятствия из-за сохраняющихся проблем в сфере ядерной энергетики, которая обеспечивает самый доступный возобновляемый источник. Великобритания готовит к вводу в строй новые атомные электростанции, однако интерес европейцев к атомной энергетике в целом значительно снизился из-за аварии на АЭС Фукусима в Японии, которая произошла в марте 2011 года. Например, Германия продолжает долгосрочное снижение доли атомной энергетики в общем объеме выработки электроэнергии. Между тем, европейские защитники окружающей среды выступают против предложений об увеличении потребления угля и о добыче газа методом гидроразрыва.
В документе о стратегии энергетической безопасности ЕС предложены разумные и здравые ответы на многие из тех вызовов, с которыми сталкивается Европа. Но если не будет смелых действий по их практической реализации, и если не удастся преодолеть сопротивление использованию других важных источников энергии, зависимость ЕС от внешних поставщиков и обстоятельств сохранится.
Ричард Вайц — старший научный сотрудник Института Хадсона (Hudson Institute) и старший редактор World Politics Review.