В Киргизии 3 июня прошла официальная церемония закрытия американской авиабазы, а если быть точнее - центра транзитных перевозок «Манас». Как заявила посол США в этой стране Памела Спратлен, вероятно, через неделю все американские военнослужащие покинут базу, хотя формально еще есть время до 10 июля.
Думается, что через некоторое время голливудские режиссеры создадут фильм и не один о времени пребывания американских военнослужащих на киргизской земле. Ведь со времени открытия базы «Ганси» (позже переименованной в центр транзитных перевозок «Манас») в 2001 году в рамках операции «Несокрушимая свобода» там произошло немало самых замысловатых событий, которых хватит на несколько блокбастеров.
Помните, какие баталии там развертывались? То следовали заявления о расширении базы, то всплывали коррупционные схемы по поставкам топлива, то Россия недвусмысленно намекала, что соседство американцев с авиабазой «Кант» противоречит обязательствам Киргизии в рамках ОДКБ, то киргизы жгли американские флаги в знак протеста...
А какой был фантастический торг за базу! Как на самом настоящем восточном базаре, где геополитические игроки в лице россиян и американцев предлагали Курманбеку Бакиеву все более высокие ставки, не забывая при этом на публику произнести сакральные фразы о суверенном праве народа Киргизии самому принимать решения.
И тогда хитромудрый Курманбек Бакиев сделал финт ушами: пообещал россиянам закрыть авиабазу, взял у них немалые кредиты, а потом просто переименовал авиабазу «Ганси» в гражданский центр транзитных перевозок «Манас». И овцы целы и волки сыты.
Но этот финт ему дорого обошелся. Когда в 2010 году волна народного гнева поднялась против клана Бакиевых, россияне демонстративно отказались подать ему руку помощи, и пришлось ему с домочадцами под покровом ночи улетать из страны на казахстанском самолете, чтобы найти пристанище в Белоруссии...
Да и во внутренней политической жизни страны все крутилось около авиабазы. Например, перед выборами, как правило, одни партии с пеной у рта обещали избирателям, что непременно закроют авиабазу, если их, конечно, выберут, и вернут Киргизии внеблоковый статус. Другие, напротив, пугали апокалипсисом, крахом экономики, нищетой и дырявым бюджетом в случае ухода американцев.
Если к этой картинке добавить еще неправительственные организации, газеты и сайты, которые выступали или за сотрудничество с США или, напротив, продвигали идеи интеграции с Россией и Таможенным союзом, то получится весьма красочная палитра нескучной жизни у соседей.
А помните, как в СМИ постоянно вбрасывались «утки», что, дескать, если Киргизия откажется от авиабазы, то ее с распростертыми объятиями готовы принять Казахстан или Узбекистан? Мол, не зря высокопоставленные советники Пентагона и Госдепа обхаживают Каримова и Назарбаева, ведут переговоры и вот-вот договорятся.
Даже нынешний президент Киргизии Алмазбек Атамбаев не удержался от соблазна поиграть в любимую киргизскую забаву сразу после своих выборов. Он буквально метал громы и молнии, требуя справедливого расчета-подсчета от Москвы по долгам и не только, а иначе грозился и российских военнослужащих попросить на выход с вещами. И добился своего. Все крупные российско-киргизские контракты были подписаны с учетом мнения Киргизии и на тех условиях, что предлагало киргизское правительство.
И вот американцы уходят. Причем я не верю в разговоры о том, что база выполнила свою миссию и не нужна США в связи с окончанием операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане. Штаты не настолько наивны, чтобы по собственной воле отказаться от военного плацдарма рядом с набирающим вес Китаем. Мне кажется, что они до последнего дня не верили, что все-таки покинут ставшую уже родной авиабазу «Манас». Ведь удавалось же раньше «развести» все спорные вопросы за относительно небольшие деньги. Однако с приходом Атамбаева такой трюк не прошел. Может, просто джокера в колоде не оказалось.
Уходя, американцы оставляют Киргизии имущество на сумму около $30 миллионов, в том числе около 200 объектов — это здания, различный инвентарь и транспортные средства. Отсюда возникает вопрос, как будут теперь использовать это наследство? Несколько лет назад была идея разместить там силы оперативного реагирования ОДКБ, но сейчас о ней ничего не слышно. В свою очередь Алмазбек Атамбаев предлагал сделать из аэропорта Манас мощный гражданский международный авиационный узел, но с инвесторами пока не все так гладко, как хотелось бы.
Так что киргизы, говоря Америке goodbye, возможно, подразумевают «здравствуй», Россия, Китай или даже Турция. Кого именно они ждут — скоро уже узнаем.