Может ли христианство стать национальной идеей белорусов или государственной идеологией, анализирует политолог Валерий Карбалевич.
«Христианская вера остается неотъемлемой составляющей мировоззрения и духовной жизни большинства наших граждан», — заявил Александр Лукашенко во время встречи с участниками IV Европейского православно-католического форума «Религия и культурное многообразие: вызовы христианским церквям в Европе».
«Православный атеист» стал апологетом христианства?
— Как правило, о христианских ценностях Лукашенко говорит тогда, когда он встречается с религиозными деятелями, приходит в храм на Рождество или Пасху. Вот и сейчас просто был повод, — отмечает Валерий Карбалевич.
— Но Лукашенко неоднократно говорил, что нужна государственная идеология, национальная идея, которые должны базироваться на христианских ценностях. Почему он стремится использовать христианство?
— Я думаю, что Лукашенко обращался к христианству по причине отсутствия реальных основ, на которых можно было бы создать идеологическую конструкцию. Поскольку не нашлось ничего иного, то вот вам, белорусы, христианские ценности. Неважно, насколько население руководствуется христианскими постулатами в реальной жизни. Никто особо с этим не будет спорить, все согласны. Так что для Лукашенко — это беспроигрышный вариант.
— В то же время глава государства публично назвал себя «православным атеистом». Может ли человек с таким мировоззрением насаждать в государстве идеологию, основанную на христианстве?
— Понятно, что сам термин «православный атеизм» звучит странно. Однако он является самым точным отражением отношения к религии большинства белорусов, которые считают себя православными. Правда, в церковь среднестатистический православный белорус ходит редко. Хорошо, если он заглянет в храм на Пасху или на Рождество. Так ведь и Лукашенко бывает там не чаще.
— Насколько вероятно появление в ближайшее время в Белоруссии национальной идеи или государственной идеологии, которая могла бы заменить «православный атеизм»?
— Вряд ли, такое возможно. Лукашенко сам признал свое поражение в поисках государственной идеологии и национальной идеи. Кстати, это разные вещи. Хотя Лукашенко их отождествляет. Национальная идея определяет смысл существования народа, она должна быть понятна и близка всем и каждому. А государственная идеология – атрибут тоталитаризма. Руководство страны всеми средствами пытается навязать нужную ему идеологию. И любой человек, который не захочет ею руководствоваться, объявляется «врагом народа». Внедрить государственную идеологию в сознание белорусов, на мой взгляд, сегодня не удастся, поскольку люди имеют возможность ездить за границу, с помощью интернета получать различную информацию.
— Из уст участников форума нередко звучала критика в адрес Запада. Белорусский лидер тоже внес свою лепту, заявив, что «во многих странах Запада отмечается нравственная деградация общества, отказ от христианских принципов морали, разрушение семейных устоев». Неужели для Белоруссии эти проблемы не актуальны?
— Действительно, выглядит довольно странным, что этот католическо-православный форум собрался в Минске для обсуждения проблем христианской морали, деградации общества в Европе, а не в Белоруссии. Ведь ситуация с христианскими ценностями в Белоруссии, на мой взгляд, ужасная. Наша страна занимает первое место в мире по употреблению алкоголя, хоть власти это и опровергали. Мы – в мировых лидерах по числу заключенных на сто тысяч населения, по количеству разводов. Есть еще ряд показателей, свидетельствующих, что как раз с христианскими ценностями у Белоруссии существуют огромные проблемы. Однако их участники форума почему-то предпочитают не замечать.