Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Еженедельник Weltwoche заодно с Путиным?

По следам интервью с главным редактором телеканала Russia Today

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Уже первую ложь Маргариты Симоньян — «Правительство в Киеве запретило русский язык и российское телевидение» — Гут пропускает без всяких возражений. Украинское правительство, действительно, подготовило законопроект об отмене русского языка как второго официального, однако этот закон, который справедливо следует оценивать как ущемление прав русскоговорящего населения на Украине, не был одобрен.

«Путин с близкого расстояния — визит в Москву», так преподносится на первой полосе последнего номера еженедельника Weltwoche интервью с главным редактором государственного российского телеканала Russia Today. В самый разгар украинского кризиса, а также сопровождающей его пропаганды, проводимой российскими средствами массовой информации, Маргарита Симоньян — одна из наиболее влиятельных российских журналисток — почти на трех полосах еженедельника Weltwoche получила возможность без всяких возражений распространять ложь и фальшивую информацию.

Еженедельник Weltwoche в очередной раз подчеркивает претензии на обладание собственного журналистского подхода к темам, а также на то, чтобы быть «противовесом мейнстриму» (взято из редакционных рекомендаций).

В последнем номере (№ 22) опубликовано примечательное интервью с 34-летней Маргаритой Симоньян, главным редактором государственного российского телеканала Russia Today. Этот телеканал сравнивает себя с такими новостными телеканалами, как BBC World или CNN. В этом интервью речь идет о кризисе на Украине, о роли России, а также о президенте Путине, с которым Симоньян знакома лично. Это интервью провел заместитель главного редактора еженедельника Weltwoche Филипп Гут (Philipp Gut).

Еженедельник Weltwoche, как говорится в его собственных редакционных рекомендациях, занимается «критической журналистикой расследований». С учетом того, что в ходе нынешнего кризиса на Украине обе стороны, но прежде всего российские средства массовой информации — в том числе и Russia Today — ведут безжалостную пропагандистскую войну (посмотрите статьи, опубликованные, в частности, в таких изданиях как Neue Zuercher Zeitung, Sueddeutsche Zeitung, Frankfurter Allgemeine Zeitung) и сознательно используют ложную информацию, вызывает большое удивление то, что Гута не интересует именно этот комплекс проблем. В конечном итоге и телеканал Russia Today - далеко впереди в области искажения реальности. Вот пример: Михаил Капустин, раввин из Симферополя, после аншлюса Крыма Россией, был вынужден покинуть полуостров из-за проводимой там антисемитской кампании. Телеканал Russia Today распространил информацию о том, что Капустин хочет покинуть Украину, поскольку новое правительство в Киеве якобы настроено антисемитски.

Тот факт, что Филипп Гут, несмотря на функции человека, с которым от проводит интервью, и его работу, оставляет за скобками пропаганду, проводимую российскими средствами массовой информации, представляется поразительным, если не сказать, что он является проявлением непозволительной журналистской небрежности.

Филипп Гут действительно в начале текста сам определяет цель этого интервью: «Разговор о Путине и о мире с российской точки зрения». И это интервью вполне соответствует заявленной цели, поскольку уже первыми своими вопросами («Как вы оцениваете последние события на Украине?» и «Насколько опасна там ситуация?») Гут приглашает свою собеседницу к тому, чтобы она изложила свою точку зрения на происходящие события.

Уже первую ложь Маргариты Симоньян — «Правительство в Киеве запретило русский язык и российское телевидение» — Гут пропускает без всяких возражений. Украинское правительство, действительно, подготовило законопроект об отмене русского языка как второго официального, однако этот закон, который справедливо следует оценивать как ущемление прав русскоговорящего населения на Украине, не был одобрен.

Главное послание Симоньян, в соответствии с которым Киев притесняет русскоговорящее население страны, проходит красной нитью через всю беседу и служит тем самым оправданием российской политики.

Гут пытается робко возразить: «Россия выступила в роли агрессора в Крыму», после чего он получает порицание от своей собеседницы: «Это вздор! Агрессором является Киев, он притесняет людей. В Крыму не было сделано ни одного выстрела. 97% жителей полуострова хотели, чтобы Крым вошел в состав России».

Нет никаких доказательств притеснения русскоязычного населения в Крыму, зато там был проведен явно сфальсифицированный и противоречивший всем правовым стандартам референдум под присмотром вооруженных людей из так называемых «Сил самообороны», которые впоследствии оказались российскими солдатами, как это признал сам российский президент Путин. Все это, судя по всему, не интересует редактора еженедельника Weltwoche.

Был ли Филипп Гут плохо подготовлен к возможным фальшивым сообщениям со стороны своей собеседницы или он просто дал себя запрячь в российскую пропагандистскую телегу? Оба эти варианты были бы проявлением серьезной журналистской халатности. Заместитель главного редактора Weltwoche не захотел ответить на вопросы (смотри ниже) по поводу проведенного им интервью, однако он предложил автору этих строк изложить свою точку зрения на страницах еженедельника.

Собеседница Филиппа Гута, которая, как он пишет, получила на день рождения цветы от Владимира Путина, вероятно, получит еще букеты цветов из Кремля за работу во время интервью с представителем Weltwoche. Было бы интересно узнать, что бы сказала главный редактор Russia Today о пропагандистских усилиях ее телеканала, а также других российских телеканалов, если бы они были заданы (на веб-сайте www.stopfake. org можно найти многочисленные примеры подвергнутых манипуляции сообщений; этот сайт был основан украинскими студентами факультетов журналистики — помимо русского языка, он доступен также на английском).

Однако Филипп Гут во время своей «приятной беседы» не только нарушил журналистские рекомендации своей газеты, но и оказал (русскую) медвежью услугу критической журналистской работе.

Вопросы к Филиппу Гуту:

1. Какую цель вы преследовали, публикуя это интервью?

2. Вы анонсировали «беседу о Путине и мире с российской точки зрения». Оправдывает ли подобное ограничение, с вашей точки зрения, то, что без возражений принимается явная ложь (например «Русский язык как официальный запрещен на Украине»)?

3. Вы осознавали, что ваша собеседница преподносит вам лживую информацию?

4. Вы позволили запрячь себя в телегу российской пропаганды?

5. Если ваш ответ «Нет», то почему вы так считаете?