Плоды «прозападной» политики Армении впечатляют. Срок дислокации российских военных баз в Армении продлен на полвека, Россия продает Азербайджану наступательное оружие, отношения между Арменией и Западом беспрецедентно ухудшились, Турция вместе с США требуют нашей капитуляции, а Сержа Саргсяна в Астане ставят в неловкое положение, унижая тем самым Армению.
Всего этого Саргсян добился за каких-то 6 лет. Если добавить к этому зафиксированные на экономическом поле провалы и ужасающие демографические показатели, картина станет целостный.
Словом, интересы Армении попраны. Причина в том, что в функциональном плане у нас нет власти. Конечно же, есть занимающий президентское кресло человек. Есть у нас и премьер-министр, и спикер Национального Собрания. Нехватки, казалось бы, нет и в министрах с депутатами, но нет власти, которая отстаивала бы интересы государства и граждан Армении.
В России же и остальных государствах видят, что в Армении царит безвластие, и делают с нами все, что хотят.
В том, что Назарбаев говорит об интересах Азербайджана, нет ничего удивительного. Казахстан на саммите тюркоязычных стран с шампанским в руках пил за то, чтобы следующее подобное мероприятие прошло в городе Шуши. Назарбаеву некому ответить, ведь, по сути, этот азиатский султан ничего особенного собой не представляет, но в Астане он повел себя крайне бестактно и не подобающим принимающей стороне образом.
Кстати, Назарбаев показал, что безграмотен по части нашего региона и не знает, что Нагорно-Карабахская Республика уже давно является независимым государством и, следовательно, бессмысленно на заседании ЕАЭС зачитывать письмо Алиева по части Карабаха.
Понятна и позиция Белоруссии: Лукашенко не хочет портить свои отношения с Азербайджаном, поэтому тоже намекает на учет интересов нашего противника. К тому же Лукашенко, согласно распространенной информации, состоит в прекрасных отношениях с женой Алиева, что сказывается также на межгосударственных отношениях.
Что касается нашего стратегического союзника в лице России, то здесь проблема намного тоньше. С одной стороны понятно, что Кремль недоволен нестабильной и непредсказуемой внешней политикой Сержа Саргсяна, почему и идет в целях защиты собственных интересов на Кавказе на установление стратегических отношений с Азербайджаном и всего лишь усиление своих военных баз в Армении.
Понятно и то, что в России Сержу Саргсяну не доверяют, а его самого не отделяют от армянского общества, руководствуясь принципом «Если он ваш президент, то мы не уважаем и вас».
Заметим, однако, что, какие бы объективные аргументы ни имела РФ при занятии жесткой и несоюзнической позиции в отношении Армении, в стратегическом плане она ошибается, но это уже ее проблемы. Нашей задачей должно быть осуществление таких внутренних изменений, при которых было бы возможно самостоятельное отстаивание собственных интересов. Лишь тогда у нас будут союзники.
Отнюдь не ставя задачи разъяснения русским интересов России, стоит, тем не менее, высказать несколько соображений по части отношений Армении и РФ.
У нас, как уже было отмечено выше, нет власти, следовательно, для формулирования и отстаивания интересов Армении необходимо использовать иные площадки, в том числе информационные.
Исходя из своих собственных интересов и иных личностных соображений, Серж Саргсян поощряет в Армении антироссийские настроения, опираясь на представляющую у нас интересы Запада и Турции пятую колонну. Россия, в свою очередь, сама способствует распространению в Армении антироссийских настроений, периодически продавая оружие готовящемуся к войне с Арменией Азербайджану.
Если российские чиновники и дипломаты заявляют, что это всего лишь бизнес, тогда почему они так переживают за то, что и мы хотим вести бизнес с Ираном и стать транзитером иранского газа? Придет время, и мы тоже будем заниматься бизнесом, и пусть в Москве не думают, что мы так легко проглотим вассальное газовое соглашение, которое собственноручно предложил Серж Саргсян.
Кроме того, если во время саммита ЕАЭС Назарбаев ставит вопрос особого пункта для Армении, чтобы вдруг не обидеть Азербайджан, то это тоже весьма спорно. Неужели интересы не преследующего цели вступления в ЕАЭС Азербайджана превыше интересов Армении? И неважно, что Серж подпишет любой документ, который ему всучат, и даже сам проявляет в этом вопросе «инициативность». Не будет же руководитель Республиканской партии Армении вечно пребывать в президентском дворце. Настанет также время пересмотра подписанного.
Оставим пока в стороне вопрос о том, что само по себе решение о вступлении в Таможенный союз и Евразийский экономический союз было ошибочным и что Армения не должна была отказываться от сбалансированной и комплементарной политики, а это предполагало также отказ от ассоциации с ЕС. Однако если вопрос вступления в ЕАЭС на данный момент стоит на повестке, правильным было бы отведение всем членам организации равного статуса (как это заявлялось). Иными словами, неприемлемо фиксировать для Армении момент с признанными ООН границами государства. Если предпринимается нечто подобное, то распространяться это должно и на Россию с остальными членами ЕАЭС, а также потенциальных членов организации. Иначе исключение не должно применяться и к Армении из-за того, что, видите ли, Серж Саргсян не может представлять интересы Республики Армения. Ведь заявляется же, что ЕАЭС является экономической организацией. Если она таковая, тогда почему уже заранее выносятся политические вопросы? Границы и нерешенный конфликт – сугубо политические вопросы. Следовательно, недопустимо применение двойных стандартов.
Если уже сейчас заявляется о том, что в состав ЕАЭС могут войти другие не признанные ООН территории и государства (Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Крым и даже Донбасс и Луганск), то ЕАЭС просто обязан зафиксировать в своем уставе, что входившие в состав бывшего СССР и не признанные ООН после его распада государства тоже могут войти в его состав в качестве государственных единиц.
Сейчас говорится о том, что на границе Армении и Карабаха могут появиться таможенные пункты, а из ЕАЭС приедет соответствующий чиновник для контроля товарообмена между Арменией и Карабахом. Если это так, тогда представители Армении тоже должны будут контролировать товарообмен между Россией и Крымом или, скажем Россией и Абхазией. Хочу сказать, что если бы у власти в Армении был обладающий хребтом и представляющий ее интересы, а также отстаивающий их человек, то мы, для начала, не оказались бы в каких-то непонятных клубах, а при вступлении в них показали бы всем, что нельзя торговаться с остальными за счет Армении.
Саргсян не способен отстаивать интересы Армении, но это не значит, что все так и будет продолжаться. Стратегическое партнерство не обуславливается личностями. Мало ли, что в РФ и ЕАЭС поймали слабого человека и сделали из него мальчика для битья. Настанет и время отстаивающей интересы Армении власти, и пусть русские и остальные не думают, что все будет так, как сейчас.
Действительно, интересы России и Армении совпадают в вопросе сохранения статус-кво по Карабаху, а также ряде других стратегических аспектов. Действительно, мы являемся стратегическими союзниками, но это не значит, что у нас нет своих особых интересов. Да и насколько мы нуждаемся в России, настолько и РФ преследует цель, поддерживая союзнические отношения с Арменией, не быть вытесненной из Кавказа.
Так что, пусть в Кремле знают, что так не останется. В верности Гюлистанскому договору в Армении поклялись всего несколько человек – не более.
P.S. Хотя Серж Саргсян и доказал свою беспомощность в деле отстаивания государственных интересов, сейчас для него выдался прекрасный шанс сделать Карабах стороной переговоров. Ведь сам Алиев обратился к ЕАЭС с просьбой отделить Армению от Карабаха. Прекрасно, пускай тогда Азербайджан начнет прямые переговоры с Карабахом. Армения же, как и Турция по части Азербайджана, будет следить за тем, чтобы интересы Карабаха не попирались.
P.P.S. Произошедшее в Астане показало, что Серж Саргсян, независимо от того, спит он или бодрствует, не отстаивает интересы Карабаха. Это еще один аргумент в пользу того, чтобы официальный Степанакерт обратился к посредникам с заявлением о желании стать стороной переговоров, поскольку хочет представлять свои интересы не через посредников и в каких-то непонятных форматах, а непосредственно.
Да, и еще: спросили ли мы Карабах? Хочет ли Степанакерт в Таможенный союз?