Москва — Олег Макаренко намерен положить конец домыслам и ответить «русофобам», которые, по его словам, пытаются расчленить и унизить Россию. Его веб-сайт (www.ruxpert.ru), наверное, не может похвастаться таким же количеством посетителей, как сайт Wikipedia, послуживший ему примером, однако внутри России Макаренко занимает важное место в той сфере, которую он сам называет информационной войной с Западом.
В свой третий президентский срок Владимир Путин стал все больше делать акцент на националистическую идеологию, свидетельством чему является захват Крыма и его отторжение от Украины, и сегодня антизападные идеи Макаренко стали уже мейнстримом. Его веб-сайт, призванный стать «Справочником патриота», отражает и предвосхищает мысли Путина.
Макаренко отрицает получение денег или поддержки со стороны политических групп. Однако его веб-сайт отлично встраивается в то, что можно назвать хорошо организованной российской медийной кампанией, направленной на обвинение Запада в инспирировании тех протестов, в результате которых Виктор Янукович лишился власти в соседней Украине.
На сайте Ruxpert публикуются материалы на различные темы — от Крыма до либеральных мифов и вопросов сексуальности. По словам операторов сайта, он доносит до посетителей «правду о России — без грязи, вражеской пропаганды и без прикрас». А также предоставляет материалы для того, чтобы вооружить «русских патриотов» надежными аргументами.
По словам Макаренко, который как блогер широко известен под именем Fritz Morgen, его сайт, а также другие похожие сайты, были необходимы в тот момент, когда после развала Советского Союза Америка получила возможность «раскалывать страны, как орехи, одну за другой».
«Если мы не сможем победить в информационной войне, то американцам не составит труда вывести людей на улицы», — сказал он, отражая тем самым то недоверие по отношению к Западу, которое раздувает Путин. Опасность нестабильности — это рефреном звучит постоянно.
Макаренко создал сайт Ruxpert в 2007 году. По его словам, он финансируется за счет пожертвований читателей, а статьи публикуются бесплатно.
«Идеология России — традиционный консерватизм. У людей есть выбор — с одной стороны, они видят Запад, где индивидуализм доведен до предела, где отмечается толерантное отношение к крайностям, к гей-парадам, и где есть проблемы с традиционными семьями», — отметил Макаренко.
«Россия придерживается более традиционных ценностей. Я не могу сказать, что этот путь развития обещает более светлое будущее, однако он не является тем тупиком, с которым столкнулся Запад», — добавил он.
До Крыма и после него
Обзор публичных заявлений Путина с момента его прихода к власти в 2000 году свидетельствует о постоянном подчеркивании необходимости восстановить гордость России и ее положение геополитической державы. Это стало еще более важным приоритетом во время третьего президентского срока Путина.
Пережив хаос 1990-х годов, после возвращения в Россию из командировки в Восточную Германию, куда он был направлен КГБ, Путин стал обвинять Запад в том, что он почти полностью разрушил постсоветское общество.
В 2005 году Путин выразил сожаление по поводу распада Советского Союза и призвал Россию двигаться по своему собственному пути. В прошлом году он пошел еще дальше и призвал к новому и более энергичному патриотизму, необходимому для спасения России от западной идеологии, которая, по его словам, отрицает «моральные принципы и все традиционные ценности: культурные, религиозные и даже сексуальные».
Черпая идеи, по крайней мере, из трех школ мысли и современных православных верований, бывший агент КГБ подкрепляет свои идеи работами российских мыслителей 19-го и 20-го веков, периода, характеризуемого спорами по поводу идентичности России.
Путин стал приправлять свои речи ссылками на таких политических философов, как Иван Ильин, который в начале 20-го века назвал одной из причин трагедии большевистской революции отсутствие национальной гордости.
Взгляды Константина Леонтьева, который в конце 19-го века был критически настроен по отношению к западному потребительскому обществу, сегодня совпадают с рассуждениями нового поколения лидеров в Русской Православной Церкви.
В поисках ответа Путин обратился к жившему в советское время историку Льву Гумилеву, который утверждал, что Россия является не европейской, а евразийской страной, объединяющей два континента.
По мнению Путина, Евразийский Союз, простирающийся от границ Польши до берегов Тихого океана, должен объединить республики бывшего Советского Союза и создать таким образом альтернативную экономическую систему.
«Евразийский Союз — это проект сохранения идентичности народов, исторического евразийского пространства в новом веке и в новом мире», — заявил Путин в прошлом году в беседе с приехавшими в страну журналистами.
Гумилев также считается автором теории, согласно которой нации могут стать великими под руководством таких пассионарных лидеров, как Александр Великий или Наполеон.
«Русский мир»
В наши дни такие представители академического мира, как Игорь Панарин и Александр Дугин, играют важную роль в том, что касается внедрения в сознание людей идеи столкновения культур. В своих лекциях они говорят об идеологическом сражении между Западом и Россией.
Дугин, поддерживающий объединение русскоговорящих территорий, преподает в Московском государственном университете. Панарин читает лекции в Московском институте международных отношений, где учатся будущие дипломаты.
Еще один представитель академического сообщества Ольга Васильева, преподаватель историю религиозной мысли в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, читает лекции для сотрудников президентской администрации. Об этом ее институт сообщил корреспонденту агентства Reuters.
Васильева не ответила на просьбу дать комментарий. По сообщению газеты «Коммерсантъ», она принимала участие в трехдневном семинаре для сотрудников кремлевской администрации, который был посвящен вопросам духовных связей и консерватизму.
В своей речи 18 марта вскоре после аннексии Крыма Путин изложил свое видение Великой России.
Историк Валерий Соловей отметил, что Путин использовал слово «русский» вместо более привычного слова «российский». Возможно, это важный лингвистический сдвиг, свидетельствующий о том, что Путин видит себя в качестве лидера всех русских, а не только тех людей, которые живут на территории России.
«Он 27 раз использовал слово "русский". Такого раньше никогда не было, — заметил Соловей по поводу слова, с помощью которого раньше в большей степени было принято обозначать этническую принадлежность, а не гражданство. — Таким образом, Евразийский союз оказался во власти такого смутного понятия, как "русский мир". Это идеологическая инновация».
Источник, близкий к политической элите, сообщил, что Путин так далеко отошел от подготовленного текста выступления, что даже его ближайшие помощники испытывали проблемы с определением его идеологии «после Крыма». Случайно или нет, но он, возможно, предоставил в распоряжение консервативных сил в службе безопасности ФСБ более мощное средство для разработки политики, что может привести к возникновению разногласий с более либерально настроенными помощниками Путина.
Выдвигая претензии на территории за пределами России, Путин, возможно, расстается с той ролью, которую он играл с момента своего прихода к власти после хаоса 1990-х годов — с ролью гаранта стабильности.
Валерий Соловей продолжил свои размышления: «Мы говорим не о бывшем Советском Союзе, а об объединении русских как о своего рода сообществе. Вопрос в том, как вы его интерпретируете? Как культурное, этническое или даже биологическое?»
«Еще один вопрос — этот шаг подкреплен идеологически или нет? Для Путина это очень рискованный шаг», — добавил он.