После последнего заявления Барака Обамы в военной академии США Вест-Пойнт о том, что Соединенные Штаты вовсе не отказались от свержения режима Асада и намерены заняться подготовкой «умеренных» сирийских повстанцев, недавно появилось новое сообщение, которое усиливает сомнения по поводу американской политики на Ближнем Востоке.
До сих пор в Сирии не было вооруженной христианской милиции. Теперь, кажется, она появилась и усиливается. Кто-нибудь, возможно, вспомнит о битве в Маалуле. Этот маленький городок в 56-ти километрах от Дамаска построен у подножия горы в полтора километра высотой. Там живут одни христиане, говорящие на арамейском языке — на языке Иисуса Христа.
В этом городке расположены два монастыря Мар Саркис и Мар Такла. В последнем из них хранятся или, лучше сказать, хранились реликвии христианской святой Феклы. Светский сирийский режим никогда не создавал проблем местной христианской общине, гарантируя свободу вероисповедания и паломничество.
В сентябре 2013 года бригадам сирийского подразделения Аль-Каиды ан-Нусра удалось захватить городок и практически разрушить его. Церкви и монастыри были осквернены, иконы сожжены, монахини похищены, а множество священнослужителей казнены. Святые реликвии были уничтожены.
Регулярные войска взяли Маалулу в конце октября, а потом вновь оставили городок из-за военного давления фундаменталистов. Несколько месяцев тому назад солдаты Асада опять захватили поселение. В настоящий момент фронт, кажется, стабилизировался.
Тем временем, христиане, которым прежде никогда не приходилось прибегать к использованию оружия, сформировали отряды милиции в помощь регулярной армии. Они взяли в руки автоматы Калашникова и поклялись, что будут сражаться до последней капли крови, но не допустят, чтобы боевики «Аль-Каиды» вновь разрушили их дома и осквернили христианские святыни.
Следует отметить, что похищенных монахинь, которых держали в заложницах несколько месяцев, обменяли на нескольких женщин, содержавшихся в тюрьмах Дамаска. Не приходится удивляться тому факту, что этот обмен произошел благодаря посредничеству Катара, который вместе с Саудовской Аравией финансирует сирийских исламских фундаменталистов.
Проблема заключается в том, что Катар и Саудовская Аравия являются союзниками американцев, и это объясняет непоследовательную политику США на Ближнем Востоке. Очевидно, Обама хочет подыграть друзьям и говорит о вымышленных умеренных повстанцах, которым следует помочь. В начале мятежа были такие повстанцы, но потом их вытеснили силы, которые, с одной стороны, тесно связаны с исламскими экстремистами, а с другой - могут рассчитывать на щедрое финансирование Соединенных Штатов, официально прозападных и ведущих борьбу с терроризмом.
Для тех, кто знает как, где и при поддержке чьей экономической и военной помощи образовалась «Аль-Каида», подобные факты не являются новостью. Тем не менее, продолжает удивлять слепота американцев перед лицом сложившейся ситуации. Нет в природе «умеренных» повстанцев, которых при необходимости можно было бы использовать. После поражения Асада восторжествует фундаментализм со всеми вытекающими последствиями.
Многие говорили о неуверенности внешней политики США в Сирии и в других местах. Достаточно вспомнить об экспансии Китая в Тихом океане. Но мало назвать эту политику «неуверенной». Перед нами президент и администрация, которые буквально не знают, чего они хотят, а когда знают, часто выбирают неправильную сторону.