Присутствие А.Лукашенко на инаугурации пятого по счету президента Украины Петра Порошено не стало политическим сюрпризом. Лукашенко с Колей Л. (сыном Николаем - прим. ред.) не только поприсутствовали на инаугурации, но и успели отдельно встретиться со спикером Рады А.Турчиновым, которому Коля даже вручил подарок. Переговоры с Порошенко и еще десятком высокопоставленных гостей, появления большей части которых сегодня в Минске невозможно по политическим причинам.
Кроме того, белорусский правитель устроил показательное общение с прессой, в ходе которого ответил на все ожидаемые и провокационные вопросы журналистов. Этот подход разительно отличался от выхода Лукашенко к представителям белорусских СМИ: минимальная охрана, плотный в прямом и переносном смысле контакт с журналистами (дома Лукашенко не подпускает к себе прессу на расстояние вытянутой руки), отсутствие раздражения на неудобные вопросы. Короче, образец европейской демократии…
Присутствие Лукашенко в Киеве 7 июня не стало чем-то новым и с точки зрения белорусской внешней политики. Белорусский правитель с самого начала выступил против аннексии Крыма и российской агрессии в юго-восточной Украине.
Сделано, точнее сказано и причем неоднократно, это было в традиционной манере «и нашим и вашим», то есть так, чтобы с одной стороны успокоить правящую и прикормленную бизнес-элиту, пришедшую в ужас от возможности повторения крымского сценария в синеокой.
С другой стороны все высказывания Лукашенко на украинскую тематику звучали так, что дрожащий от страха только от одного упоминания о Правом секторе белорусский электорат, отключающий мозг при потреблении зомбоящика, будь то белорусские или российские каналы, до сих пор в своем большинстве уверен в том, что Лукашенко безоговорочно поддерживает Путина в украинском вопросе. Переговоры с Турчиновым, заявления о единстве Украины, участие в Шустер-Live – все это не является доказательством позиции Лукашенко по украинскому вопросу.
Но с точки зрения местной политической повестки Лукашенко удалось сделать невозможное: второй раз подряд накануне выборов, как и перед выборами 2010 года, на теме независимости и суверенитета синеокой заручиться поддержкой оппозиционной и интеллектуальной элиты, ничуть не сомневающейся в том, что планы Путина простираются как минимум до пригородов Варшавы.
Впрочем, позиция Лукашенко по Украине не делала его участником международного плана А вплоть до 25 мая, до выборов президента Украины. Именно итоги этих выборов – поставившая в ступор Кремль победа Порошенко в 1-м туре - внесли в повестку вопрос о присутствии Лукашенко на инаугурации.
Белорусский правитель уже на второй день после выборов на Украине, 27 мая, поздравил Петра Порошенко с победой, не дожидаясь окончательного подсчета голосов и официального заявления ЦИК Украины. Но этот факт еще ничего не значил: вполне возможно, что переговоры об участии белорусского правителя собственной персоной в инаугурации к этому моменту уже велись, но никакого решения еще не было принято.
На прошлой неделе МИД РБ позволил себе информационный вброс о том, что Беларусь получила приглашение на инаугурацию, но показательно отказался комментировать уровень участия страны в этом мероприятии. Когда в Беларуси не комментируется уровень участия, значит едет Лукашенко, в отдельных случаях (когда участие Лукашенко невозможно из-за санкций) едет глава МИД РБ В.Макей.
Перенос запланированного на пятницу, 6 июня, совещания у Лукашенко по обсуждению разработанной китайскими экспертами программы реанимации белорусской экономики окончательно подтвердил пункт назначения субботней командировки белорусского правителя. Следует отметить, что это первый за долгие годы не частный визит невъездного в ЕС Лукашенко в Киев (не на Украину; посещение футбольного финала не в счет).
На прошлой неделе в Нормандии лидеры G7, а также Путин и Порошенко приняли участие в праздновании очередной годовщины высадки союзников в Нормандии. Как известно, в ходе этого мероприятия состоялась неформальная беседа президентов РФ и Украины (на тот момент избранного), которую долго и тщательно готовили президент Франции Олланд и канцлер ФРГ Меркель при участии президента США Обамы.
Последующее присутствие Лукашенко на инаугурации может являться частью этого большого плана. К месту будет вспомнить о чрезмерной европейской активности замглавы МИД РБ Купчиной, о встрече Макея с представителем Госдепа США.
Но не следует в контексте этой версии рассматривать Лукашенко в качестве одного иp центральных персонажей мировой политики. Конечно же нет, он таковым не является, и приглашение в Киев на стало наградой за его позицию по Украине. Его участие – это та досадная мелочь, которая, как правило, раздражает и бесит больше всего. Главный союзник Путина по интеграции на постсоветском пространстве присутствует на инаугурации президента Украины – что еще надо для доказательства международной изоляции России?
И все же нельзя сказать, что Лукашенко является марионеткой в руках западных политиков. У него есть свои причины поддерживать единство Украины и присутствовать на инаугурации Порошенко. И в большей степени эти причины носят экономический характер.
Но отбросим теории всемирного заговора. Украинские СМИ обратили внимание лишь на два высказывания Лукашенко.
«…никаких вооруженных сил ни НАТО, ни России, ни Польши на наших территориях против Украины развернуто быть не может, в том числе и белорусских частей», - еще раз пообещал Лукашенко.
И еще одно, которое в политическом плане окупает приглашение белорусского правителя в Киев.
«Вы мне вопрос задаете? Вот езжайте в Крым и договаривайтесь, чтобы Крым был украинским. Не теряйте его!», - заявил Лукашенко.