Финансовая система присоединенного к России Крыма переживает трудности: отделения украинских банков на полуострове закрылись, отношения между ними и российскими властями не налажены. И бизнесмены, и частные лица сталкиваются с проблемами: не работают банкоматы, перечень банковских услуг заметно сокращен. Созданный для решения проблем Фонд защиты вкладчиков и новые власти обещают стабилизировать ситуацию к концу лета.
6 мая 2014 года Национальный банк Украины издал постановление об аннулировании и отзыве банковских и генеральных лицензий на проведение валютных операций на территории Крыма и Севастополя. Все украинские банки были обязаны закрыть свои региональные отделения и впредь не открывать их ни в Крыму, ни в Севастополе. Также НБУ отменил для местных банков регистрацию договоров о членстве в международных платежных системах. Больше 80 банковских учреждений обязаны были прекратить свою деятельность на территории Крыма.
Но фактически отделения украинских банков в Севастополе начали закрываться через месяц после проведения мартовского референдума, не дожидаясь постановления НБУ. Некоторые спешно пытались спасти имущество, другие предупреждали клиентов и сотрудников о грядущем сокращении. В итоге к началу мая в городе работали не более 5 банков, среди которых «Дельта банк», украинские филиалы российских банков ВТБ и Сбербанка. Но даже эти финансовые учреждения сократили количество отделений в городе. И частные лица, и представители бизнеса выстраивались в одну большую общую очередь. Кто-то пытался снять деньги с депозита или погасить кредит, а кто-то — рассчитаться с поставщиками. Первый заместитель председателя ЦБ России Алексей Симановский так очертил круг проблем, связанных с банковской системой на полуострове. «На территории Крыма с украинской лицензией работает 181 кредитная организация. Имеют место факты, когда свою деятельность приостановили отдельные организации, прежде всего с украинским капиталом. Назову только один крупный банк — "Приватбанк". Он на территории Крыма не осуществляет обслуживание».
Центральный банк России с начала апреля активно подключился к реанимации банковской системы Севастополя — после того как Государственная Дума приняла закон об особенностях финансовой системы Крыма на переходный период. Затем последовал ряд приказов и инструкций российского Центробанка.
Особого внимания заслуживает документ от 3 апреля 2014 года «О предъявлении требования Банка России о представлении реестра обязательств перед кредиторами и вкладчиками…» В приказе говорится, в какие сроки и в каком виде банки, имевшие лицензию НБУ на момент проведения референдума, должны предоставить информацию в соответствующее территориальное учреждение Банка России. Из документа понятно, что эти данные будут необходимы автономной некоммерческой организации «Фонд защиты вкладчиков» для выплаты компенсаций вкладчикам украинских банков. «Если мы столкнемся с ситуацией массового отказа в обслуживании клиентов в Крыму, то мы готовы будем обслуживать примерно около 200 тысяч человек и выплачивать им компенсационные выплаты. На эту цифру мы сейчас ориентируемся», — говорит председатель наблюдательного совета Фонда Андрей Мельников.
Пока в Национальном банке Украины принимали решение, что делать с банковской системой Крыма и Севастополя, Центральный банк России сообщил о закрытии нескольких кредитных учреждений на полуострове. В конце апреля в список попали «Приватбанк» и VAB, через месяц та же участь постигла «Ощадбанк», «Укрсоцбанк», «Дельта Банк», «Банк Форум», а последними стали «Укргазбанк» и «Государственный экспертно-импортный банк Украины». В конце мая управляющий отделением Центробанка России по Севастополю Вадим Аблезгов сообщил, по какому принципу останавливается деятельность местных кредитных учреждений. «Люди подают заявления, и дальше на основе этих заявлений Центральный банк принимает решение о прекращении их работы на территории Крыма и города Севастополя. Эта схема работает по банкам, у которых еще не прекращена деятельность. Дальше эти банки приходят к уполномоченному представителю Центрального банка для того, чтобы успеть проконтролировать имущество, которое осталось в банках, и убедиться, что с архивами и серверами все нормально. Затем сотрудники банков ожидают начала работы Фонда защиты вкладчиков», — говорит Вадим Аблезгов.
Главный банкир Севастополя отметил, что в городе осталось множество нерешенных вопросов в банковской сфере. «Есть 19 банков, по которым уже принято решение и по которым сейчас Фонд защиты вкладчиков будет отрабатывать весь круг операций. На период работы на Украине здесь было открыто порядка 250 офисов банков. На сегодня у нас в работе есть определенное количество банков, по которым будет приниматься решение — оставлять их на территории или прекращать их деятельность».
Некоторые украинские банки категорически отказываются исполнять требования Центрального банка России и откровенно высмеивают его официальные обращения, называя их юридически необоснованными. В частности, так сделал председатель правления «Ощадбанка» Андрей Пышный. 28 мая он написал в своем блоге: «Вчера поздно вечером в служебной почте увидел "письмо счастья" от Центрального Банка России за подписью первого зама Симановского. В нем говорилось о решении российского Центробанка остановить работу отделений украинского "Ощадбанка" в Крыму с 26 мая. Это при том, что в связи с российской оккупацией и рейдерским захватом отделений "Ощадбанк" вынужденно прекратил свою работу на полуострове еще три недели назад – 6 мая. А 8 мая принял решение о закрытии филиальной сети».
3 июня председатель правления «Ощадбанк» получил очередное письмо из Москвы, но теперь уже от Фонда защиты вкладчиков. Речь шла о предоставлении ему в «удобной форме» данных о вкладчиках в Крыму. Андрей Пышный, ссылаясь на законодательство Украины, на письмо Фонда ответил в ироничной форме, снова вспомнив о многомиллиардных убытках банка. В комментарии к письму он заверил, что все жители Крыма и Севастополя, которые являются гражданами Украины, могут пользоваться услугами «Ощадбанка» на материковой части страны.
Несмотря на явное недопонимание между украинскими банками и Центробанком России, Фонд защиты вкладчиков успокаивает жителей Севастополя, уверяя, что ехать им никуда не придется, что денег на компенсационные выплаты хватит всем, что срок подачи заявлений с момента прекращения работы банка на территории полуострова продлен до трех месяцев. Теперь остается понять: каким образом ответственные органы российской государственной власти заставляют украинские банки предоставлять им информацию о своих клиентах?
По словам председателя наблюдательного совета Фонда защиты вкладчиков Андрея Мельникова, процедура возвращения денег вкладчикам предельно проста и прозрачна. Также он отметил, что сеть отделений приема заявлений на компенсацию вкладов уже частично организована и будет дальше расширяться. Свои отделения Фонд открывает в большинстве случаев в помещениях, где раньше располагался «Ощадбанк».
«После того как Центральный банк принял решение по девяти украинским банкам о прекращении деятельности их структурных подразделений, мы "перехватываем" дальше эти подразделения и начинаем процедуру сбора заявлений о компенсационных выплатах. Спустя некоторое время мы начнем осуществлять компенсационные выплаты вкладчикам этих банков. Всего у нас больше ста пунктов приема заявлений. В целом можно сказать, что по девяти банкам, включая "Ощадбанк", мы ожидаем объем компенсационных выплат примерно от 6 до 7 миллиардов рублей. Это пока предварительная оценка, основанная на старой отчетности. Мы ожидаем, что из общего количества обратившихся большинство будут вкладчиками "Ощадбанка" — примерно около 200 тысяч. Дело в том, что этот банк сам по себе крупный, и только по нему выплаты составят порядка 5 миллиардов рублей. Здесь нам несколько повезло, потому что организационная и техническая инфраструктура, которую мы сейчас видим в "Ощадбанке", позволяет нам производить выплаты в более комфортном режиме, чем для вкладчиков других банков», — говорит Андрей Мельников.
Забота о вкладчиках со стороны российской власти дает севастопольцам надежду на то, что скоро все наладится. Фонд защиты вкладчиков принимает заявления от жителей города в порядке живой очереди. Жители города рассказывают, что процедура несложная. Необходимый пакет документов: договор с банком, украинский и российский паспорта. Не все севастопольцы знают о сложных взаимоотношениях украинских банков и Центробанка России, а потому верят, что их вклады будут возвращены теперь уже новой властью.
В более сложной ситуации оказались севастопольцы, которые остались должны украинским банкам. Многие просто надеются, что им не придется погашать кредиты. Те, кто не желает оставаться в должниках, ищут возможность вносить обязательные платежи. Кирилл Островский год назад приобрел автомобиль в кредит. Теперь он не знает, как рассчитаться с украинским банком, все отделения которого в Севастополе закрыты. «В связи с тем, что "Дельта банк" закрылся и предлагает обслуживаться на материковой Украине в ближайшем отделении в Херсоне, фактической возможности платить по кредиту здесь нет. Обратившись в уже закрытое отделение "Дельта банка", увидел там объявление, что я могу обратиться в Центробанк России. Не будучи ленивым, поехал в Центробанк. Там мне сказали, что мы, мол, вообще ничего об этом не знаем. Позже я услышал, что Фонд защиты вкладчиков будет заниматься не только депозитами, но и кредитами. Я обратился туда. Они сказали, что кредиты нас не интересуют, мы занимаемся только вкладами. После этого руки немножко опустились. Дозвонился до "Дельта банка". Там мне ответили, что мы не знаем, как вам здесь платить, и о комиссиях мы, мол, также ничего не можем сказать. Так что обслуживайтесь на материковой Украине», — рассказывает Кирилл Островский.
Новая банковская система города строится неспешно. Большинство жителей стараются обходиться без услуг кредитных учреждений. В магазинах, кафе, ресторанах не работают терминалы, коммунальные услуги оплачиваются либо на почте, либо непосредственно в кассах предприятий ЖКХ. Севастопольцы часами простаивают в очередях, чтобы погасить свои долги. Управляющий отделением Центробанка России по городу Севастополю Вадим Аблезгов заверяет журналистов, что строительство новой российской банковской системы идет быстрыми темпами. «Я назвал уже РНКБ (Российский национальный коммерческий банк. – РС). Это местный "Морской банк", также "Крайинвест банк", "Генбанк", "Первомайский", "ВладиКомбанк", ЧБРР, банк "Рублев". Это вот 8 банков, которые действуют на территории города Севастополя и открыли свои подразделения».
Большинство из этих банков в России не очень известны, некоторые входят в третью-четвертую сотню по основным показателям. Крупные российские банки не спешат открывать свои отделения в Крыму и Севастополе, опасаясь международных санкций. Это подтвердил в эфире местного телевидения заместитель председателя правления крупного регионального российского банка Александр Клименко. «Мы находимся в Крыму уже два месяца. Проезжая по улицам мимо работающих банков, мы реально видим очереди. Бизнесмены хватаются за голову, они не знают, что делать, куда идти, все потоки заморожены. При этом ситуация на текущий момент по вновь открывающимся банкам показывает, что этого недостаточно. Несмотря на то, что физически они здесь присутствуют, многие услуги до сих пор не оказываются. Крупнейшие российские банки очень настороженно относятся к вхождению на территорию Крыма. Прежде всего, это связано с политическими моментами, с возможными санкциями, которые уже применяются для ряда банков, и их смогут применить в дальнейшем», — уверен Александр Клименко.
Предприниматели Севастополя оказались в сложной ситуации, которую усугубил еще и резкий переход на российский рубль. Директор севастопольского компьютерного магазина Александр Бадалов рассказывает, что в условиях переходного периода пользоваться услугами российских банков неудобно. «В украинских условиях мы все привыкли, что был хорошо работающий электронный банкинг. Не было проблем как в проведении платежей по предприятию, так и по личным нуждам: коммунальные платежи, учебные заведения и т.д. Сейчас все банки Украины ушли с севастопольского и крымского рынка. Количество вновь пришедших либо открывающихся филиалов российских банков в разы меньше. Количество запросов такое же, если не больше. Напряжение растет, везде очереди. К сожалению, наши специалисты не привыкли работать в условиях увеличенной нагрузки. На обработку любого платежа уходит гораздо больше времени. По словам бухгалтера, все стоят в общей очереди — вместе с пенсионерами, с людьми, которые, например, оплачивают штрафы в ГАИ. У нашего бухгалтера десятки платежей, она не успевает попасть в тот день, когда обязана. Поэтому сроки обязательных платежей переносятся, пока налоговая идет навстречу. Все это, конечно, приводит к росту психологического напряжения. Кроме этого, в украинской системе операция занимала не больше суток, даже в пределах рабочего дня можно было увидеть деньги на счету. Сейчас на это уходит два-три дня, что совсем не радует».
О том, что в Севастополе не хватает банковских отделений, говорят и простые жители города. «Они пока у нас не действуют. Только два коммерческих банка российских появилось, и пока все, нет ничего», — говорит Виктор Бурмистров, пенсионер из Балаклавы.
Перечень предоставляемых банковских услуг стал значительно короче, чем был раньше. Местные банки открывают социальные карты и счета для частных и юридических лиц, принимают платежи. Также у жителей города есть возможность сделать денежный перевод в любой другой регион России. Однако перевод средств за границу усложнен. В Севастополе нет иностранных банков, связи с Украиной разрушены, интернет-банкинг не работает. Клиентов украинских банков обслуживают только на материковой части страны.
Местные власти обещают, что все наладится уже к концу лета, призывая потерпеть и пережить непростой переходный период.