Пресловутая американская ЧВК Academi, ранее известная как Blackwater, перед Чемпионатом мира по футболу обучала в Северной Каролине сотрудников бразильских служб безопасности, пишет спортивный журналист Дейв Зирин (Dave Zirin). Ссылаясь на опубликованную Wikileaks дипломатическую депешу 2009 года, он пишет, что Вашингтон рассматривал связанные с чемпионатом проблемы, как предлог для своего вмешательства. «Трудности Бразилии открыли для США новые возможности», — отмечает он.
Впрочем, капиталистические пули следуют не только за Чемпионатом мира, но и за соглашениями о свободной торговле с США. Ровно пять лет назад север Перу охватили протесты. Тысячи мужчин, женщин и детей из коренных народов агуаруна и уамбиса блокировали дороги, протестуя против вырубки джунглей и добычи нефти и газа в Амазонии. Недавно подписавшее соглашение с США правительство не знало, как ему на это реагировать, ведь сомнительные концессии были предоставлены именно по условиям договора с Вашингтоном. Согласно дипломатической телеграмме из собрания Wikileaks, 1 июня 2009 года Госдепартамент США уведомил посольство в Лиме: «Если Конгресс и президент Гарсия уступят давлению [со стороны участников протестов], это будет иметь определенные последствия для недавно заключенного соглашения о свободной торговле между Перу и США». Спустя четыре дня власти Перу ответили на протесты жестокими силовыми мерами. В итоге погибли 32 человека.
Об империалистических амбициях США в этом регионе знают все. Однако Вашингтон — не единственная империя, которую интересует Латинская Америка. На всем пространстве этого континента бушуют глобальные и локальные силы капитализма, империализма и современного капитализма. Результаты их деятельности можно увидеть в самых разных местах — от футбольных стадионов до медных рудников.
Китай уже сменил США в роли главного торгового партнера самых богатых региональных стран. Интересуется он в основном добычей природных ресурсов. Для многих стран на юге континента в ипостаси империалиста выступает Бразилия, превратившаяся в мировую сверхдержаву и сместившая Британию с шестого места в списке крупнейших мировых экономик. Аппетитам ее растущей промышленности и населения служит изрядная часть природных богатств, земель и гидроэлектростанций региона.
У капитализма много лиц и много союзников, и не все из них базируются на севере или даже в экономически мощных странах. Как пишет социолог Уильям Робинсон (William Robinson), «новое лицо глобального капитализма в Латинской Америке — это не только транснациональный корпоративный и финансовый капитал, но и местные капиталисты, интегрировавшиеся в транснациональный капиталистический класс». На пространстве от Мексики и Аргентины местные воротилы уже успели создать около 70 конкурентоспособных в мировом масштабе транснациональных конгломератов.
В Латинской Америке друзей империй и капитала можно найти на любом уровне политической власти — вплоть до самых высоких. Как показали материалы Эдварда Сноудена (Edward Snowden), США годами шпионили в Латинской Америке. Это не помешало чилийским властям во время первого президентского срока Мишель Бачелет (Michelle Bachelet) просить у правительства США помочь им со шпионажем за отстаивавшими права своего народа на землю лидерами арауканов. В 2012 году США поддержали в Парагвае переворот против Фернандо Луго (Fernando Lugo). Между тем, до своего свержения сам Луго призывал ввести чрезвычайное положение в сельской местности, чтобы ему проще было бороться с крестьянскими активистами, выступавшими против посягательств соевой компании на их земли.
Для многих коренных народов Латинской Америки государство, зачастую выступающее в союзе с транснациональными корпорациями, выглядит носителем колониалистского мировоззрения. Особенно это заметно в сфере добычи природных ресурсов. Профессор Мануэла Пик (Manuela Picq) из эквадорского Университета Сан-Франциско-де-Кито пишет: «Односторонняя экспроприация земель для горнодобывающих работ вытекает из современной версии Доктрины открытия. Эта доктрина считала Новый свет — terra nullis, которую колониальные державы вправе захватывать и эксплуатировать. […] Сейчас идея „пустой“ земли проявляется в сфере добычи ресурсов».
В Колумбии концессии на добычу полезных ископаемых были выданы на 80% юридически признанных территорий коренных народов. 407 тысяч квадратных километров амазонской территории, на которых ведутся горнодобывающие работы, относятся к землям коренных народов. Как отмечает Пик, в рамках этой общерегиональной тенденции к захвату земель для разработки месторождений только в Перу в период с 2006 года по 2011 год были убиты 200 активистов. В Эквадоре за протесты против приватизации природных ресурсов были осуждены 200 человек. В Аргентине с 2010 года были убиты 11 участников протестов против горнодобывающих работ.
Горнодобывающая отрасль обычно губит окружающую среду — причем независимо от того, государственные или частные компании ведут работы. По словам Пик, гватемальский рудник Марлин, принадлежащий канадской компании Goldcorp, за один час использует столько же воды, сколько местная семья за 22 года. В Чили, где государство владеет крупнейшей в мире медной компанией — отрасль использует 37% от всего потребляемого страной электричества.
Капитализм, империя и колониализм 21 века приходят в Латинскую Америку не только извне, чтобы терзать свои жертвы. Эти же самые силы воплощаются в снарядах со слезоточивым газом, которые бразильская полиция применяет на Чемпионате мира, в государствах, добывающих полезные ископаемые на землях коренных народов и в договорах о свободной торговле, подписанных кровью.