Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Конкурент

© East News / AP Photo/B.K.BangashБывший генеральный секретарь Организации исламского сотрудничества (ОИС) Экмеледдин Ихсаноглу
Бывший генеральный секретарь Организации исламского сотрудничества (ОИС) Экмеледдин Ихсаноглу
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Наконец стало известно, кто составит конкуренцию Эрдогану на президентских выборах 10 августа в Турции. В понедельник, 16 июня, две крупные оппозиционные партии Турции - Республиканская народная партия и Партия национального действия - объявили единого кандидата в президенты: Экмеледдина Ихсаноглу. Это крупное достижение для оппозиции, но сможет ли он стать соперником для Эрдогана?

Наконец стало известно, кто составит конкуренцию Партии справедливости и развития (ПСР) на президентских выборах 10 августа в Турции. В понедельник, 16 июня, две крупные оппозиционные партии Турции - Республиканская народная партия (РНП) и Партия национального действия (ПНД) - объявили единого кандидата в президенты, произнеся имя бывшего генерального секретаря Организации исламского сотрудничества (ОИС) Экмеледдина Ихсаноглу.

Это по нескольким причинам положительное событие. Во-первых, РНП и ПНД удалось прийти к согласию по кандидатуре, а это значит, что исход президентской гонки пока неизвестен. Разделенная, не имеющая шансов на победу оппозиция была идеальным сценарием для правящей партии и формулой катастрофы для всех, кто не желает победы ПСР.

Во-вторых, принимая во внимание профессиональный опыт и достоинства выдвинутого кандидата, можно полагать, что Ихсаноглу должен суметь сделать все необходимое для того, чтобы взять верх над кандидатом от ПСР, то есть убедить консервативный электорат в том, что найдена альтернатива. В то время как лидер РНП Кылычдароглу восхваляет респектабельность и честность Ихсаноглу, многие комментаторы характеризуют бывшего лидера ОИС как скромного, сдержанного, опытного дипломата и уважаемого интеллектуала. Иными словами, это тот, кто не разделит, а объединит страну.

Но вопрос здесь заключается в том, будет ли этого мудрого шага достаточно для того, чтобы был избран Ихсаноглу. Откровенно говоря, в этом я сомневаюсь. Прежде всего, у меня нет никакого представления о том, какова программа Ихсаноглу. До того, как он объявит свои планы и проекты относительно будущего страны, многие будут о нем хорошего мнения, но этого окажется мало для того, чтобы одолеть не стесняющегося в выражениях, прямолинейного Эрдогана, если допустить, что именно он будет кандидатом от ПСР.

Нельзя недооценивать то, как сложно удовлетворить весь потенциально выступающий против ПСР электорат. Признают ли благочестивого мусульманина своим президентом в Чанкае ярые кемалисты? Или 10 августа они останутся дома, полагая, что отдать голос в пользу Ихсаноглу — значит сделать еще один шаг назад? Если предположить, что Партия мира и демократии (ПМД) предъявит своего кандидата в первом туре, то что скажет Ихсаноглу, чтобы убедить неконсервативных курдов поддержать его во втором туре? Есть ли у него конкретный план, который, не разгневав внушительный электорат ПНД, создаст предпосылки для решения курдской проблемы?

С целью ограничить доступ Ихсаноглу к кругу избирателей ПСР, поддерживающая правящую партию пресса будет делать все возможное, чтобы навредить его репутации. Она уже стала принимать шаги в этом направлении, обратив внимание, в частности, на то, что супруга кандидата не носит мусульманский платок. Уверен, на этом дело не закончится. Некоторые прошлые сомнительные акции и позиции ОИС будут представлены как личные предпочтения Ихсаноглу. Нам известно, что ПСР обвиняла бывшего генерального секретаря ОИС в предательстве по случаю военного переворота, свергнувшего в прошлом году президента Египта Мурси.

В то время как Эрдоган резко выступал против захвата власти, Ихсаноглу хранил молчание. Это лицемерная позиция, так как турецкое правительство прекрасно знает, что большинство членов ОИС и особенно некоторые такие крупные игроки, как Саудовская Аравия, поддержали отстранение от власти лидера «Братьев-мусульман». А профессиональный профиль Ихсаноглу как генерального секретаря ОИС представлял его как исполнителя, а не облеченного властью авторитета, который может игнорировать мнение большинства и делать все, что ни пожелает. Действительно, если бы Ихсаноглу занимал такую же позицию, как Турция, он мог бы уйти в отставку. Почему же, когда в столь важном вопросе Турция была в меньшинстве, она не приостановила своего членства в ОИС?

Если говорить о политике ОИС, лично я придаю более глубокое значение одному из приоритетов организации в те годы, когда Ихсаноглу занимал свой пост. На протяжении нескольких лет ОИС проводила кампанию, преследующую цель — на уровне ООН ввести запрет на оскорбление ислама. В конечном счете организация не добилась успеха, и большинство государств — членов ООН — вместо защиты религии как таковой приняло решение выступить против разжигания ненависти в отношении верующих. Заявление подобной стратегии — только один пример политики баланса того типа, который придется создавать Ихсаноглу.

Если в этом вопросе он будет защищать политику ОИС, это окажет положительный эффект на многих голосующих за ПСР избирателей. В то же время, если Ихсаноглу будет не способен или не расположен разграничить свои собственные, возможно, более либеральные и светские, наклонности и крупные, иногда вызывающие дискуссию планы организации, которую он представлял с 2005 по 2013 годы, это может предполагать потерю потенциального электората РНП.

Хорошая новость состоит в том, что предстоит серьезная гонка за президентское кресло. Однако на данный момент ее результат совершенно непредсказуем.