Каждый год во второй половине апреля в Инчукалнское подземное газохранилище начинают закачивать газ вместо израсходованного в зимний период. В этом году прошел апрель, начался май – и никакого движения. Все тихо и спокойно. Вместо привычного гудения и легкого сотрясения земли – тишина. В связи с российско-украинским конфликтом на предприятии возникли различные вопросы. Что происходит? Почему до сих пор в подземелье не закачивается газ?
В таком неведении прошел май. Обеспокоенность росла. По-прежнему тишина. Объяснение руководителя пресс-службы компании Latvijas gāze Винсентса Макариса, что закачка газа в хранилище запоздала, потому что были теплая зима и маленькое потребление, среди специалистов вызвало лишь улыбку. И ранее были теплые зимы, но это никогда не задерживало начало закачки. Значит, причина другая. Такая, которую не хотят называть вслух. Какая?
В настоящее время в Инчукалнском газохранилище можно держать 4,5 миллиарда кубометров газа, из них 2,3 миллиарда это активный газ, который ежегодно поставляется потребителям, а остальные 2,2 миллиарда кубометров остаются в подземелье для обеспечения технологического процесса. Именно то, что весь май газ из хранилища выкачивался, вызывало самые большие опасения. В начале июня, наконец, загудели инчукалнские насосы. Работники газохранилища и проинформированные об этой проблеме должностные лица Латвии смогли облегченно вздохнуть. На этот раз повезло.
Должностные лица Латвии всегда рассказывают, что благодаря Инчукалнсу мы обеспечены газом на длительный срок. Однако в этом рассказе только часть истины. Инчукалнское газохранилище в зимний период снабжает газом не только Латвию, но и Эстонию, а также частично Литву и Псковскую область России. Весной хранилище почти пустое (если не считать объема газа, который необходим для обеспечения технологических процессов). Это означает: если в летний период газохранилище снова не будет заполнено, то зимой следующего года газа не хватит. Разумеется, все это только теоретически, потому что у Latvijas gāze (собственник Инчукалнского газохранилища) с поставщиком газа Газпромом долгосрочные договоры, нарушать которые Газпром никоим образом не заинтересован. Из-за репутации, а тем более - с точки зрения материальной выгоды. Однако в случае Украины мы видим, что Россия не стесняется использовать газ как инструмент политического давления и при помощи цен и газового вентиля пытается влиять на политическую позицию других государств.
Именно так нужно понимать и длительную задержку с поставкой газа в Инчукалнское газохранилище. Россия предупредительно погрозила Латвии пальцем. Поигралась с газовым вентилем. Будете вести себя хорошо - откроем, плохо – перекроем. Ясно, что у Газпрома или у политического руководства России на этот раз не было намерения оставлять Латвию без газа. Так же, как и единицы российской бронетехники у украинской границы предназначались не для того, чтобы занять Киев, а чтобы парализовать способность (и желание) Украины в зародыше уничтожить первоначально малочисленные вооруженные формирования сепаратистов. Главная задача была – запугать. И задача промедления с закачкой газа состояла в том, чтобы запугать должностных лиц Латвии. Добиться, чтобы они стали неуверенными и начали бояться сказать что-то такое, что может не понравиться кому-то к востоку от Зилупе.
Каков урок из этого эпизода? Если все эти годы мы серьезно не думали об альтернативных источниках энергии (уголь, ТЭЦ, АЭС, сжиженный газ), то нечего много драть глотку. Эмоционально можно понять тех, кто хочет, чтобы должностные лица нашей страны заняли более жесткую позицию по российско-украинскому конфликту, но не нужно забывать, каковы политическая, экономическая сила (о военной силе даже не хочется высказываться) и интересы нашего государства. Если оборонный бюджет менее 1% от ВВП, а энергетически мы почти полностью зависим от России (о других отраслях народного хозяйства на этот раз не будем говорить), то, может быть, размахивать картонными мечами это не самая разумная мысль. Разумнее работать над подготовкой таких проектов, которые позволят намного увереннее, без особого волнения смотреть на игры России с газовым вентилем.
Перевод: Лариса Дереча.