Женщинам не разрешается выходить из дома, ворам отрубают руки, отрекшимся от ислама грозит смертная казнь, а для христиан введен подушный налог в размере $250 в месяц: так наиболее радикальные группировки суннитского фронта, пытающегося захватить власть в Ираке, возрождают теократическую утопию Халифата. До недавнего времени слухи о том, что активисты «Исламского государства Ирака и Леванта» распространяют на улицах захваченных 9 июня провинции Ниневия и в иранском городе Мосул «кодекс поведения», включающий в себя 16 пунктов и составленный исходя из их радикальной интерпретации шариата, были больше похожи на пропаганду, нежели на действительность. Если на самом деле первой жертвой в войне становится правда, то нам всем необходимо быть очень внимательными по отношению к огромному количеству непроверенных сообщений, касающихся Ирака и Сирии, которые появляются буквально отовсюду, а популярные социальные сети лишь подливают масла в огонь.
Однако с течением времени документ, названный, кажется, «Договором с городом», получает все большее влияние. А его содержимое вселяет страх. «Мы тоже поначалу отнеслись к нему с большой осторожностью. Тем не менее, насильственная исламизация во имя Халифата уже стала реальностью. Именно по этой причине мы стараемся найти способ вывести из Мосула около 500 оставшихся там христиан», — заявил вчера святой отец Халдейского католического патриархата Тахир Эсса. Сейчас самая серьезная проблема на территориях, отвоеванных у правительства, заключается в том, что они оккупированы огромным множеством самых разных группировок и отрядов. Если они находятся под контролем баасистов или местных суннитских племен, все не так плохо. Если же речь идет об иностранных бригадах добровольцев-джихадистов, то это настоящая катастрофа.
По меньшей мере две церкви Мосула были разграблены и разрушены. Самые жестокие радикалы прибывают из Саудовской Аравии, Йемена, Чечни, Афганистана и дают волю своему иконоборческому гневу, ломая скульптуры и уродуя иконы, изображающие человеческие лица. «Они уже заявили, что разрушат кресты на колокольнях и уничтожат любые символы христианства, как это сделали талибы в Афганистане», — добавляет Эсса. Среди вышеупомянутых 16-ти пунктов можно встретить такие, как запрет на многобожие или отступничество от ислама, обязанность молиться в определенные часы, ампутация конечностей за воровство, распятие за наиболее тяжелые преступления, запрет на употребление наркотиков, алкоголя и табака; бывшие полицейские и военные правительства Нури аль-Малики обязаны прилюдно покаяться. Правила, касающиеся женщин, определены очень четко: «Они должны находиться дома и выходить только в случае крайней необходимости, их прямая обязанность — быть хранительницами домашнего очага».
Отец Эсса подтверждает, что в течение последних нескольких дней ситуация для христиан значительно ухудшилась, а именно с того самого момента, как радикальные группировки решили вернуть статус зимми (раньше так собирательно называли все немусульманское население исламских государств), которые обязаны платить джизью, подушную подать с иноверцев. «Джизья стала последней каплей, переполнившей чашу. Они требуют минимум 250 долларов в месяц с одного взрослого человека. Это просто недостижимая цифра, если учесть, что средняя заработная плата едва ли превышает 500 долларов, а также тот факт, что в настоящее время практически никто не работает. Каким же они должны платить?» — возмущается он. И что же делать? Выхода всего два — принять ислам или быть изгнанным. Вполне возможно, что собственность тех, кто остался, вскоре будет конфискована. Главы христианских общин Багдада поддерживают связь с единоверцами, остающимися на территории военных действий.
Они помогли бежать примерно сорока семьям из расположенного в двадцати километрах к западу от столицы города Абу-Грейб, охваченного в настоящее суннитской революцией. Однако перемещаться из одного места в другое становится все сложнее. Вокруг Мосула еще продолжаются бои. И с каждым днем все очевиднее становится план суннитов, состоящий в том, чтобы полностью окружить столицу. Вчера были зафиксированы кровопролитные стычки на дорогах, идущих от Багдада на шиитский юг. Решительность суннитских бригад непоколебима. В последних строках своего «Договора» они обращаются к народу Ирака: «Вы испробовали все светские правительственные системы — монархию, республику, баасизм, Саддама Хуссейна — однако потом сами же стали их жертвами. Пришел час принять Исламский халифат».