Тбилиси – Сельское хозяйство Грузии ждет звездного часа – в ближайшее время должны начаться поставки на российский рынок грузинских овощей, фруктов и ягод. Перед фермерами открываются большие перспективы: цены на такую продукцию в России высокие, а потребители соскучились по «натуральному» вкусу...
Эмбарго на поставки продукции из Грузии в Россию действовало с 2006 года. В мае 2013 года стороны договорились о возобновлении торговых отношений. Весной 2013 года Россия начала импорт грузинской минеральной воды «Боржоми», а в июне - импорт грузинского вина и коньяка.
Россельхознадзор с 14 октября 2013 года разрешил поставку в Россию из Грузии продукции с высоким фитосанитарным риском (фрукты, зелень, орехи). Продукция с низким фитосанитарным риском, например, чай, специи и лавровый лист, поступили на российские рынки раньше - ограничения на ее поставки были отменены с 28 июня.
Оптимистические ожидания
Грузинские эксперты смотрят на процесс нового освоения российского рынка с оптимизмом – возможно, грузинские сельское хозяйство получит мощный толчок для развития, ведь объемы поставок будут внушительными.
В сельском хозяйстве страны занято почти половина населения Грузии, при этом его вклад в ВВП – всего 7%. Многие сельскохозяйственные угодья за последние годы пришли в упадок, но теперь появилась надежда на их восстановление.
В этом году традиционно пик вывоза овощей и косточковых фруктов придется на середину июля. В Грузии будут работать специальные пункты приема в Кахетии, Квемо Картли и Шида Картли. Там по итогам проверки компаний, фермеры или объединения фермеров будут получать на каждую партию продукции сертификат, признанный РФ, на основании которого смогут доставлять ее в Россию. Сертификаты будут выдаваться Агентством по безопасности продовольствия Минсельхоза Грузии.
«Возможно, постепенно количество пунктов приема сельхозпродукции увеличится. Перспектив в этом направлении очень много. Российский рынок – это традиционный для нас рынок. Все хотят на него попасть. Грузинскую сельхозпродукцию в России даже не надо рекламировать. Пример алкогольных напитков нам все показал. Это хороший стимул для поднятия производства - и первичной, и перерабатывающей промышленности. Хочу особенно отметить перерабатывающую промышленность – чем больше мы будем перерабатывать, тем больше выгоды для бизнеса», - рассказал «Новости-Грузия» глава департамента по связям с общественностью Агентства по безопасности продовольствия Гига Курдованидзе.
По его мнению, открытие российского рынка не повлияет на рост цен фруктов и овощей в Грузии, но существенно поможет развитию сельского хозяйства.
«Прогресс налицо, раньше практически ничего не вывозилось из страны, а теперь рынок открыт. До этого мы экспортировали в Азербайджан, Армению, Украину, Беларусь, но, конечно, не в таких объемах», - подчеркнул Гига Курдованидзе и добавил, что очень многие компании уже изъявили желание заниматься поставками в Россию.
К экспорту в РФ разрешены такие фрукты и овощи, как: томаты, огурцы, капуста, баклажаны, вишня, черешня, абрикосы, персики, сливы, хурма, киви. Кроме того возобновляются поставки молодого картофеля, клубни которого должны быть упакованы в потребительскую тару.
Возвращение на рынок
Россия занимает третье место в списке стран – основных торговых партнеров Грузии. За первые четыре месяца 2014 года внешнеторговый оборот Грузии с Россией составил около 252 млн долларов – 7,3% от всего внешнеторгового оборота Грузии. Это данные Национальной службы статистики Грузии «Сакстат» (Грузстат). По сравнению с аналогичным периодом 2013 года, товарооборот между Грузией и Россией вырос на 50,4%. Экспорт из России в Грузию за отчетный период составил около 87 млн долларов (9,4% от общего объема экспорта), а импорт в Грузию из России составил около 164,5 млн долларов (6,6% от общего импорта). Экспорт по сравнению с 2013 годом вырос вчетверо.
В отличие от сельскохозяйственной продукции, которая только выходит на российский рынок, и говорить о тенденциях пока рано, грузинская алкогольная продукция уже второй год представлена в России.
В январе-апреле 2014 года объем экспорта грузинского вина увеличился на 180% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В первую пятерку стран, куда экспортируется грузинское вино, входит Россия, на которую приходится 70% от общего объема экспорта – 13 313,7 тыс. бутылок вина (по состоянию на апрель месяц). За ней следуют Украина, Казахстан, Польша и Латвия. За отчетный период экспортирована продукция на сумму более 60 млн долларов, что на 215% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В Национальном агентстве вина «Новости-Грузия» сообщили, что сейчас в Россию вина и коньяки поставляют 46 грузинских компаний, 32 из которых – крупные экспортеры (поставляющие более 100 тыс. бутылок). Еще несколько предприятий подали заявки, их должны проверить российские представители.
Российский эксперт по экономическим вопросам Никита Мендкович (автор книги «Цена реформ, или Почему у Грузии не получилось?») считает процесс возвращения грузинской продукции на российский рынок «весьма и неожиданно успешным».
«Был очень большой скепсис на тему возвращения вина и минеральной воды, но они активно продаются и отвоевывают рынок. Думаю, что 2014 год будет еще периодом роста показателей грузинских поставок, но в 2015 темпы заметно сократятся и объемы выйдут на статистическое плато. Весь вопрос в том, выйдет ли двусторонняя торговля на тот уровень, когда она начнет тянуть за собой и политические отношения», - считает Мендкович.
Россия или Запад
Опять возникает дилемма – Россия или Запад. Недавно на инвестиционной конференции Грузия - Евросоюз председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил, что экспорт из Грузии в страны Евросоюза увеличится на 12% после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. Между тем, глава грузинского правительства Ираклий Гарибашвили отметил, что после подписания этого Соглашения ВВП Грузии увеличится на 4,3%. Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли предусматривает усиление сотрудничества в различных сферах, приведение национального законодательства в соответствие с европейским, доступ страны, заключающей договор с ЕС, на европейский рынок.
Что выгоднее для Грузии? И возможно ли работать без проблем и на российском, и на европейском рынках?
«Тут вспоминается пример из школы: чем выше класс, тем строже требования и лучше знания. Подписание Соглашения об ассоциации с ЕС в долгосрочной перспективе позволит повысить качество грузинских товаров и общие стандарты. То есть будет расти качество продуктов, направленных на внутренний грузинский рынок, и они смогут заменить импортные товары, которые сейчас преобладают. Можно назвать это «экономической реконкистой» грузинского внутреннего потребительского рынка», - заявил «Новости-Грузия» эксперт по экономическим вопросам, профессор Иосиф Арчвадзе. В свою очередь, независимый эксперт Демур Гиорхелидзе считает, что Соглашение об ассоциации с ЕС переоценено, а вопросы экономической интеграции на постсоветском пространстве мало изучены. «Грузия сейчас направлена в одну сторону. На мой взгляд, Соглашение об ассоциации с ЕС переоценено. Мы не можем пока выйти на такой суперсовременный рынок. А что касается возможной интеграции с Таможенным и Евразийским союзами, все будет зависеть от того, какими они будут, будут ли привлекательными для нас, заинтересуют ли, например, Турцию. Грамотные и прагматичные люди будут оценивать те преимущества, которые могут дать ТС и ЕврАзЭС. Но пока об этом говорить рано, так как ничего не известно, а Грузии некуда спешить с этим вопросом», - заявил «Новости-Грузия» Демур Гиорхелидзе.
Политика цен или ценовая политика
Многих в Грузии уже беспокоит вопрос – а не вырастут ли цены на сельхозпродукцию на внутреннем рынке? Возможно, нашим фермерам гораздо выгоднее все продать за рубеж? По мнению Арчвадзе, повышение цен – закономерный процесс, принцип макроэкономики.
«Товары идут туда, где цены выше. Поэтому и в местах производства цены могут вырасти. В конце 90-х годов в Грузии сложилась такая ситуация: когда более или менее была налажена связь с Цхинвали, цены в Грузии резко выросли. В 1999 году яблоки стоили 3-4 лари. Стали выяснять, в чем причина. Оказалось, что фрукты вывозят в РФ, это и повлияло на рост цен на внутреннем рынке. С учетом значительных масштабов российского рынка, цены, конечно, могут вырасти», - заключил Иосиф Арчвадзе.
Демур Гиорхелидзе придерживается другого мнения. Он считает, что выход грузинских овощей и фруктов на российский рынок не повлияет на внутренние цены. Как отмечает Гиорхелидзе, из-за неправильной политики, проводимой годами, грузинские производители сельского хозяйства были очень ущемлены: последние 10-15 лет только 1,7-2% от всех выделяемых коммерческими банками кредитов направлялись на сельское хозяйство.
«Сельское хозяйство фактически было вне политики страны. Сейчас все рынки, куда есть возможность выйти, должны быть освоены. Это, в первую очередь, повлияет на доходы фермеров, но пока рост цен не ожидается, этой опасности нет. В будущем мы увидим, если политические вопросы будут урегулированы, это повлечет рост производства, так как будет гарантирован сбыт продукции. Хорошо, если Россия и Грузия будут сотрудничать на прагматичных основаниях», - считает Демур Гиорхелидзе.
Российское предупреждение
Россия готова к консультациям с Украиной, Молдавией и Грузией в связи предстоящей ассоциацией этих стран с ЕС, однако в случае негативных последствий для своей экономики будет принимать защитные меры в соответствии с правилами Всемирной торговой организации, предупредил глава МИД РФ Сергей Лавров накануне подписания соглашений в Брюсселе. Подписание трех соглашений об ассоциации (в том числе о свободной торговле) запланировано на 27 июня, применяться они начнут после ратификации. На июль запланированы министерские консультации об ассоциации между Россией, Украиной и ЕС, а также экспертные консультации по торгово-экономическим вопросам между Россией и Грузией. Аналогичные консультации между Россией и Молдавией начались в середине июня.
«Мы готовы (к консультациям) в любых форматах. Но как только вступят в силу договоры, которые наши партнеры по зоне свободной торговли СНГ собираются подписывать с ЕС, и мы поймем, что это отражается негативно на функции зоны свободной торговли, на тех условиях, на которых мы вступили в ВТО, мы конечно будем принимать защитные меры в полном соответствии с правилами ВТО», - заявил Лавров журналистам.
Он напомнил, что соглашение о зоне свободной торговли в рамках СНГ у России действует с Молдавией и Украиной, а Грузия, хотя не входит в содружество, сохраняет участие в ряде торгово-экономических соглашений.
Россия может пересмотреть условия торговых отношений с Грузией после подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, заявил специальный представитель грузинского премьер-министра по урегулированию отношений с РФ Зураб Абашидзе.
«Возможно, какие-то условия изменятся. Со стороны России, возможно, будут попытки пересмотреть какие-то параметры торговых отношений, посмотрим», - заявил Абашидзе. Пока стороны не готовы сказать, как отразится на грузино-российских торгово-экономических связях соглашение Грузии об ассоциации ЕС. На начало июля по этому вопросу назначена первая встреча экспертов Грузии и России.
Дорога в Россию
А пока политики спорят о том, как может отразиться ассоциация Грузии с ЕС на экономическом сотрудничестве с Россией, поставки грузинской продукции в РФ напрямую зависят от чисто технического момента - стабильности работы Военно-Грузинской дороги, по которой будут транспортироваться грузы.
В ближайшее время должны в полном объеме восстановить движение по пострадавшей в результате оползня 17 мая автомобильной магистрали в направлении Северной Осетии. Временная дорога для проезда транспорта через Дарьяльское ущелье, ведущая из Грузии в направлении России, была введена в строй 14 июня.
Эксперты считают, что подобные ситуации могут плохо сказаться на имидже Грузии как транзитной страны.
«Катастрофа в Дарьяльском ущелье как природное явление не может положительно влиять на надежность Грузии как поставщика и как транзитной страны. Есть определенные потери для бюджета Грузии, а в будущем перевозчики будут искать другие дороги, если мы не будем стабильны. Это несчастье должно дать прагматический импульс к решению вопросов, связанных с инфраструктурой и надежностью Грузии как транзитной страны», - отмечает эксперт Демур Гиорхелидзе.
Остается ждать, какие перемены ждут грузинскую экономику в ближайшем будущем, сможет ли аграрный сектор страны восстановить прежний уровень и удастся ли грузинским властям реализовать в полной мере декларированную «политику конструктивного диалога», которая предполагает параллельное развитие евроинтеграции и улучшение отношений с Россией.