Большинство русскоговорящих жителей Эстонии имеет весьма смутное представление о том, чем именно заняты местные «российские соотечественники».
Достоянием общественности время от времени становятся публикации, в которых руководители русских организаций типа «Союз неграждан Эстонии» или «Русский альянс» обличают местных «национал-предателей», а также выясняют отношения друг с другом. Но сейчас, когда Россия по сути ведет необъявленную войну с Украиной, позиция российских соотечественников Эстонии как никогда двусмысленна и тупикова.
Выяснение отношений между российскими соотечественниками могло бы стать предметом отдельного исследования. Мне, как человеку к соотечественному движению «примкнувшему» (меткое выражение одного из тех, кто намедни попытался разоблачить мою «подрывную деятельность»), забавно наблюдать, с каким азартом они набрасываются друг на друга. Всякий раз, когда объектом негодования становится моя скромная персона, красноречие отдельных маргинальных лидеров русской общины достигает высот советского агитпропа.
«Держитесь от них подальше!», «Охота тебе ворошить это осиное гнездо?» - приблизительно так реагируют мои знакомые на публикации, в которых я пытаюсь проанализировать деятельность русских активистов. Меня они интересуют не больше, чем патологоанатома его объекты. Я пытаюсь понять, чем живут эти люди, все больше отрывающиеся от суровой реальности. Ведь среди них есть вполне адекватные и здравомыслящие. Именно они периодически объясняют мне суть подковерных разборок, которыми развлекают себя псевдолидеры русской общины.
Русские темы превращают в пошлость
Всякий раз удивляюсь, как удается упомянутым выше активистам опошлить и изгадить любую актуальную тему. Будь то сворачивание русскоязычного образования, проблема безгражданства или «стеклянного потолка» для неэстонцев. Не имея хоть сколько-нибудь заметной поддержки в русской общине, руководители игрушечных организаций и «союзов меча и орала» из пяти человек плодят целые трактаты, участвуют в проводимых в России конференциях и семинарах, о которых тоже строчат бодрые отчеты на страницах «живых журналов».
И все текло бы вяло и буднично, не случись эта чрезвычайно печальная украинская история. Вовремя уловив намерения Кремля по усмирению «братской страны», отдельные представители «российских соотечественников» тут же подхватили мантру об «украинском фашизме» и возрождении бандеровского движения. На миг отвлекшись от борьбы за контроль следующих из Москвы финансовых потоков, почувствовавшие приближение «часа Х» взялись за организацию поддержки «на местах» московского антиукраинского курса. По всей видимости, в надежде, что старания в чиновных кабинетах первопрестольной обязательно отметят.
Мне слабо верится в то, что организаторов пикетов в поддержку политики России на самом деле волнует судьба сотен тысяч жителей Восточной Украины, оказавшихся в заложниках сложившейся ситуации. Если бы волновала, то они попытались бы найти более взвешенные слова и конструктивные предложения. И не отвлекались бы на поиски «неправильных» соотечественников, кто не торопится восхититься мудростью Путина, изящно подбрасывающего угли в костер гражданской войны на Украине.
Кремль и соотечественники заигрались
Некоторые из мнящих себя выразителями чаяний местных русских настолько увлеклись, что стали взахлеб рассказывать в местных СМИ о проектах, в которые Москва попробовала втянуть молодежь из постсоветского пространства. Прикрываясь словами о расширении правовой культуры соотечественников, пользуясь средствами одного из российских фондов, Российский государственный гуманитарный университет в середине июня реализовал «учебно-тренинговую программу» - «Правовые и исторические знания – как основа правозащитной деятельности соотечественников».
Тема как тема, если бы не довольно странные моменты: то вдруг в аудитории появляется Дмитрий Линтер и начинает рассказывать о «правовых аспектах этнонациональной политики», то слушателей ведут на митинг ЛДПР, где участники не стесняются держать в руках оскорбительные антиукраинские лозунги. Одновременно среди аудитории зреет предложение поставить обучение для молодежи постсоветского пространства на постоянную основу.
Я бы не обратил особого внимания на эту информацию, если бы редактор Портала русской общины с гордостью не поведал читателям списочный состав эстонской делегации. Таким образом, по всей видимости, портал решил облегчить работу эстонских спецслужб, которые не скрывают интереса к деятельности наиболее одиозных «соотечественных» персон.
Моя статья, посвященная странной затее РГГУ и опубликованная на одном из эстонских сайтов, вызвала оживление в рядах наиболее неистово прокремлевски настроенных деятелей. Они почему-то решили назвать мои риторические вопросы к организаторам тренинга информационной атакой. Бог с вами, какая атака? Лишь попытка вразумить тех, кто пытается втянуть молодежь в политические игры Кремля. Для всех здравомыслящих людей совершенно очевидно, что официальная Москва оказалась в политическом тупике.
Сам заварил, пусть сам и расхлебывает
Лично мне хотелось, чтобы выбирался из него Путин со своей командой единомышленников сам, не опираясь на поддержку зарубежных российских соотечественников. Хотя бы потому, что принимая решение о поддержке украинских сепаратистов, ни на чье мнение российский президент не опирался. Пусть сам все и разгребает и не держит остальных за простаков.
Я понимаю желание Москвы разобраться со своими общественными деятелями, живущими на иностранные гранты. Официозные российские СМИ практически открыто обвиняют их в антироссийской деятельности – и в сложившейся ситуации так называемым «иностранным агентам» (согласно российскому законодательству) приходится совсем несладко. Но, в таком случае, непонятно, почему, критикуя собственную «пятую колонну», Кремль совсем не прочь построить аналогичные «колонны» в сопредельных государствах. Око за око?
А нашим местным соотечественникам – профессиональным и примкнувшим – я бы посоветовал не торопиться делать единственно правильные выводы о ситуации на Украине. Поиск виновных в продолжении вооруженного противостояния уже давно не актуален. Все усилия нужно сосредоточить на принуждении воюющих сторон к переговорам. Они сами разберутся друг с другом, главное – не пытаться определить их к однозначно «плохим» и «хорошим», ибо в любом конфликте вина за его развязывание лежит, как правило, равномерно на всех. Много ума разжечь конфликт не нужно, но гасить его все равно придется. Правда, для этого бензин и прочие горючие вещества не всегда подходят.