Набор новых членов в террористическую группировку ИГИЛ в Азербайджане и участие граждан этой страны в боевых действиях в Ираке и Сирии свидетельствует о том, что террористы смогли наладить там свою работу при помощи ваххабитских благотворительных фондов, хотя бакинское правительство всячески препятствует деятельности у себя умеренных исламских партий.
«Исламское государство Ирака и Леванта», больше известное под аббревиатурой ИГИЛ, является террористической группировкой, действующей в Ираке и Сирии и контролирующей некоторые регионы этих двух стран. Оно образовалось недавно из террористов такфиристского толка, которые под предводительством некоего Абу Бекра аль-Багдади отделились от «Аль-Каиды» и начали войну против иракского и сирийского правительств, а также войск противостоящей Дамаску оппозиции. Данная группировка, возникшая в результате регионального соперничества в атмосфере политической нестабильности и религиозного экстремизма после начала сирийского кризиса в 2011 году, прославилась своими невероятными жестокостями, из-за чего от нее отвернулись даже бывшие союзники из «Аль-Каиды».
ИГИЛ — это вооруженная террористическая группировка, которая придерживается идеологии такфиризма. Целью ее создателей является возрождение того, что они называют «Исламкий халифат» и «законы шариата», а Ирак и Сирия стали основным местом их деятельности.
История образования ИГИЛ началась еще в 2004 году, когда лидер ячейки «Аль-Каиды» в Ираке Абу Мусаб Заркави создал группировку под названием «Общество единобожия и священной войны». Заркави взял на себя руководство группировкой и присягнул на верность «Аль-Каиде», которую тогда еще возглавлял Усама Бен Ладен, а вслед за этим стал представителем этой организации в регионе.
В период оккупации Ирака войсками Соединенных Штатов сеть «Аль-Каиды» заявила о себе как об экстремистской антиамериканской группировке. Это стало причиной привлечения в ее ряды иракской молодежи, которая пыталась бороться с иностранными захватчиками и довольно скоро добилась роста влияния группировки и увеличения ее численности. В результате «Аль-Каида» стала самым сильным формированием боевиков, воюющих в Ираке.
В 2006 году появилась видеозапись, на которой Заркави сообщал о создании «Совещательного совета моджахедов» под руководством Абдулла Рашида Багдади. В том же месяце Заркави был убит и лидером ячейки «Аль-Каиды» в Ираке был выбран Абу Хамзе Мохаджер. В конце 2006 года была создана некая военная группировка, включившая в себя все объединения фундаменталистов в Ираке. Объединив символически их цели, она стала известна как «Исламское государство Ирака», а во главе ее оказался Абу Омар Багдади.
С активизацией действий ИГИЛ в Ираке и Сирии внимание мировых СМИ привлекли два вопроса: по каким каналам осуществляется финансовая и военная помощь этой группировки и где набираются ее члены. В частности, остается неясным, почему в состав ИГИЛ входят представители самых разных национальностей, ведь по признанию официальных представителей многих стран, большое число их граждан самыми различными способами оказались в рядах этой группировки.
Активно используя социальные сети, ИГИЛ смогло привлечь экстремистов разных мастей для войны в Сирии и Ираке.
Между тем вхождение в состав этой группировки граждан государств юга Персидского залива, Турции и Азербайджана доказывает тот факт, что руководство ИГИЛ набирает в свои ряды представителей самых разных стран.
В связи с этим 22 июня официальным информационным агентством Азербайджана АПА было распространено сообщение об убийстве порядка сотни азербайджанских граждан. На основании этого можно заключить, что такфиристские группировки продолжают свою деятельность в кавказской республике.
Согласно данным АПА, на сегодняшний день в боевых столкновениях на территории Сирии убито более 100 граждан Азербайджана, при этом фотографии некоторых из них публикуются на страницах социальной сети Facebook.
С обострением ситуации в Сирии в эту страну отправилось некоторое количество азербайджанских граждан, которые начали участвовать в военных действиях на стороне террористов. Участие азербайджанцев в боевых операциях на территории Сирии в составе террористических группировок и публикация в сирийских СМИ сообщений об их гибели вызвало в последние месяцы бурную реакцию со стороны представителей правительства и духовенства Азербайджана.
С другой стороны, усиление террористической группировки ИГИЛ является одной из важнейших современных угроз всему ближневосточному региону.
По сообщению российской газеты «Правда», в социальных сетях появились изображения, свидетельствующие о намерении ИГИЛ начать в будущем свою деятельность на Кипре, в Азербайджане и Турции.
В частности, издание написало, что ИГИЛ намерено создать на оккупированных территориях свое государство.
Ранее само ИГИЛ сообщило о планах добиться своего влияния в Кувейте, что вызвало острую реакцию со стороны правительственных чиновников этого государства.
Активность ИГИЛ в регионе свидетельствует о том, что отдельные ближневосточные страны, включая даже те, которые далеки от сферы его деятельности, испытывают серьезные риски в плане своей безопасности. Одной из стран, где ИГИЛ набирает своих членов, стал Азербайджан, что подтверждает ряд национальных органов внутри республики.
Несмотря на то, что политическое руководство там находится в руках светского правительства, Азербайджан — это мусульманская страна, в разных частях которой по-прежнему сильны религиозные тенденции. Поэтому тот факт, что ИГИЛ набирает своих членов в этой стране, можно рассматривать с двух точек зрения.
Во-первых, рекрутирование боевиков сейчас происходит не только на Западе, начиная с Соединенных Штатов и заканчивая Великобританией и другими государствами Северной Европы, но и в странах региона. К этому числу стран присоединился теперь и Азербайджан, который еще раньше был сферой деятельности ваххабитских проповедников.
Посредством так называемых благотворительных фондов ваххабиты проникли в Азербайджан после обретения республикой независимости в 1990 году. Спустя восемь лет при финансовой помощи некой благотворительной организации из Кувейта в Баку была построена мечеть «Абу-Бакр». Ее руководство было поручено выпускнику одного из мусульманских духовных заведений в Саудовской Аравии. Фактически, ваххабиты как иностранные агитаторы проникли в Азербайджан, используя существующие в этой стране религиозные настроения. С 1995 года ваххабитские проповедники занимались пропагандой своей идеологии, уничтожая при этом другие религиозные толки и особенно шиизм. На азербайджанский язык были переведены некоторые произведения теоретиков салафизма. Ваххабиты снабжались литературой по шариату, а азербайджанским молодым людям предлагалось получить бесплатное образование в одной из стран, исповедующих ваххабизм.
Во-вторых, за прошедшее десятилетие в некоторых странах появилось много салафитских объединений, несмотря на то, что умеренным исламским партиям запрещалось открыто высказывать свою позицию и принимать участие в политической и социальной жизни. Азербайджан относится к числу тех государств, где в последние годы исламским партиям и объединениям не разрешалось заниматься религиозной и политической работой.
Одной из них была «Исламская партия» во главе с Али Акрамом Алиевым, которая начала свою политическую деятельность под религиозными лозунгами в 1992 году с разрешения Министерства юстиции Азербайджана. В 1996 году работа этой партии вызвала серьезные нарекания со стороны азербайджанских властей, вследствие чего ряд ее членов получили тюремные сроки, а некоторые были вынуждены покинуть страну.
Ввиду всего перечисленного складывается впечатление, что пока в этой кавказской республике не будут созданы условия для деятельности умеренных исламских партий, довольно велик риск увеличения там экстремистских группировок салафитов. Данные о том, где ИГИЛ набирает своих членов, и присутствие в боевых отрядах этой группировки граждан Азербайджана и Турции свидетельствуют о значительном влиянии террористов в этих странах.
Сейчас многие аналитики пишут об обстоятельствах взятия боевиками иракского Мосула, однако на деле складывается ясная картина того, что ИГИЛ угрожает не только Ираку, но и всему ближневосточному региону. Усиление позиций этой террористической группировки в Ираке и Сирии также является угрозой для многих стран региона в отдельности. В связи с этим проблема рекрутирования членов ИГИЛ внутри и за пределами региона имеет огромное значение, потому что набирая своих членов в мусульманских и немусульманских странах, оно пытается расширить сферу своих действий.
В последние месяцы Азербайджан стал одной из стран, где данная террористическая группировка активно вербует для себя новых членов. К этому обстоятельству привели две причины: деятельность подобных группировок посредством участия в работе различных фондов и неправительственных организаций, а также запрет азербайджанских властей на функционирование в стране умеренных исламских партий.