С какими трудностями сталкивается крымско-татарский народ после недавнего одностороннего присоединения Крымской Автономной Республики к России, а также о стремлении защитить права народа и сохранить его культуру в интервью рассказал председатель Меджлиса крымско-татарского народа Рефат Чубаров. Он принимает участие в работе 23-й ежегодной сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, которая в эти дни проходит в Баку.
- Новые крымские власти запретили въезд на территорию полуострова лидеру крымско-татарского народа Мустафа Джамилеву. Как община реагирует на это решение?
- В XXI веке нельзя мириться с таким явлением, когда сила является препятствием для реализации основополагающих прав человека. В данном случае речь идет о правах целого народа. Многие люди, живущие в Крыму, помимо своей воли оказались в такой ситуации, когда их права попираются. Бывший председатель Меджлиса крымско-татарского народа, лидер крымских татар Мустафа Джамилев – человек легендарной судьбы, который всю жизнь боролся за возвращение крымских татар на свою родину, человек, который известен во всем мире. Сегодня ему не позволяют въехать в Крым, где живет его семья и родные. Таким образом, с помощью силы грубо попираются права человека, и это не может оставаться без внимания международного сообщества. Запрет на въезд Мустафы Джамилева не подкреплен какими-либо документами. Есть только устное разъяснение представителей крымской власти, хотя понятно, что решение принималось не в Симферополе. Через судьбу одного человека мы можем говорить о сохранности сегодняшнего мирового устройства. Мы исходим из того, что Мустафа Джамилев как и любой крымский татарин и просто как житель Крыма вне зависимости от происходящих в Крыму событий должен иметь право свободно въезжать и выезжать из Крыма.
- В чем заключаются Ваши усилия как председателя Меджлиса для защиты крымско-татарского народа?
- Крымско-татарский народ более 45 лет находился в изгнании. Мы получили возможность вернуться на свою родину уже накануне распада СССР, и основная часть нашего возвращения совпала с периодом независимой Украины. В то время отсутствовали многие правовые механизмы, которые могли бы позволить государству вести диалог с народом, возвращающимся на свою родину. В 1991 году мы создали свой национальный институт Курултай, который избирается раз в пять лет прямым голосованием крымских татар. Курултай, в котором заседает 250 делегатов, избирает Меджлис крымских татар. Задачи делегатов Меджлиса и Курултая заключаются в представлении и защите прав крымских татар. В разные периоды у нас были различные возможности. В условиях независимой Украины были совсем иные возможности. Последние же четыре месяца ситуация совершенно иная. Сегодняшние власти, контролирующие территорию Крыма, исключили из своего диалога Меджлис крымских татар. Им проще находить среди наших представителей отдельных людей, которые близки им по политическим и иным взглядам. И еще, реалии сегодняшнего дня таковы, что каждый, кто публично выражает несогласие с действующей властью, должен ожидать ответных действий с их стороны, вплоть до арестов и судебных преследований. Я также уже получил предупреждение от прокурора Республики Крым о том, что моя деятельность якобы носит экстремистский характер. Если исходить из риторики властей, то создается впечатление, что в Крыму вообще нет никаких проблем, в том числе в области обеспечения прав крымских татар. Но любая риторика должна подкрепляться делами. В сентябре состоятся выборы в Государственный Совет Республики Крым и местные органы самоуправления. Избирательные законы, на основе которых будут проводиться выборы, практически не позволят крымским татарам избрать своих депутатов в органы местного самоуправления. Частично это связано с тем, что крымские татары расселены дисперстно, так как таким образом происходило их возвращение в 1990-е годы. Количество избирателей среди крымских татар 180 тысяч из общего числа избирателей в 1,5 млн.человек. Всего в Крыму проживает около 300 тысяч крымских татар. Потому предложенная избирательная система не позволит крымским татарам иметь представительство хотя бы на уровне своего процентного соотношения в крымском обществе. По этим и другим мотивам мы отказались от участия в предстоящих выборах.
- Какие изменения произошли в обеспечении культурных прав крымских татар после присоединения Крыма к России?
- В изгнании, в котором крымско-татарский народ находился практически пол столетия, у нас не было школ на родном языке, запрещалось даже само упоминание Крыма в художественных произведениях, песнях и т.д. Потому после возвращение в Крым мы были вынуждены начинать все с начала. Многое мы не успели и не смогли сделать в силу многих объективных и субъективных причин. Среди них и недостаток средств, и отсутствие должного внимания со стороны украинского государства. Возвращение народа на родину всегда происходит осень сложно, так как отсутствие на родине сопровождалось культивированием многих мифов относительно крымских татар, и потому наше возвращение происходило не в дружественной атмосфере. Сегодня проблем с обеспечением культурных прав народа много. В Крыму действует всего 14 школ с крымско-татарским языком обучения. Если у вас 50 лет не было школы, то у вас нет ни разработанной программы, ни учебников, ни квалифицированных преподавателей. Необходимо время, чтобы наладить весь этот процесс. За последние 23 года мы утвердились в своих надеждах, что нам все это по силам. Мы полностью обеспечили учебниками и кадрами начальные классы, и находились в процессе перехода к разработке программы для средних ступеней школьного образования. С начала 1990-х годов у нас также функционирует свой театр Как будет теперь, сложно говорить. Первые действия новых властей нас очень настораживают. Речь идет о намерениях и реалиях. Согласно конституции Республики Крым, на полуострове действует три государственных языка – русский, украинский и крымско-татарский. На деле в обществе доминирует русский язык. Для того, чтобы эта норма конституции не оставалась голословной, детей со школы нужно обучать всем трем языкам, которые являются государственными. Необходимо, чтобы в школах с русским языком обучения преподавались также изучали украинский и крымско-татарский языки. То же самое в школах с украинским и крымско-татарским языками обучения. Однако министерство образования Крыма отказывается от такой системы. На деле ситуация обстоит следующим образом: если в крымско-татарских школах изучение русского языка обязательно, то изучение крымско-татарского языка в русских школах происходит по желанию родителей. На уровне высшего образования обучнеие на крымско-татарском языке есть только на факультете филологии крымско-татарского языка. Таким образом, не обеспечивается норма крымской конституции относительно государственных языков.
- Чего Вы ожидаете от своего участия в международных площадках подобной ПА ОБСЕ?
- То положение, в котором оказался сегодня крымско-татарский народ, является следствием более глубоких процессов. Сегодня многое будет зависеть от того, как международное сообщество будет оценивать эти процессы, будут ли они за этими процессами видеть судьбу каждого народа, который оказался между жерновами.