Теракты 11 сентября 2001 года обернулись большим ударом для нового миропорядка, создаваемого с ориентацией на один полюс.
Операция США в Афганистане и развертывание войск в регионе перенесли центр нового мироустройства в пространство Центральной Азии. В этот период возросло значение энергетической политики — двигателя экономического развития и гарантии устойчивого роста экономики. С распадом Советского Союза превратившись в самый богатый энергоресурсами регион мира, Центральная Азия осталась беззащитной перед внешними угрозами.
Центральная Азия оказалась регионом, наиболее чувствительным к изменениям мира, который претерпел многочисленные трансформации после терактов 11 сентября. В этом регионе силовая борьба приняла форму соперничества двух полюсов: один из них представлен Россией и Китаем, другой — США.
Евразия стада местом борьбы конкурирующих проектов, и на энергетической арене этого региона Китай хочет играть главные роли наряду с Россией. Потребность КНР в энергоносителях настолько сильна, что она способна влиять на балансы сил в энергетике и на политической карте мира, поэтому Китай стремится к получению права голоса в Евразии. Энергетические аппетиты КНР, ставшей лидером мировой экономики, с каждым днем лишь возрастают. По объемам потребления нефти Китай сегодня уступает только США. Стремясь извлечь из этой ситуации выгоду и заключая энергетические соглашения с Китаем, Россия пытается сейчас парировать западные санкции.
Объем торговли между Китаем и Россией в 2013 году достиг рекордных 88,8 миллиардов долларов. Предполагается, что в 2015 году двусторонний товарооборот превысит 100 миллиардов долларов. В мае этого года государственные энергетические компании «Газпром» и CNPC заключили газовую «сделку века», переговоры по которой Россия и Китай продолжали в течение последних десяти лет.
Согласно контракту, рассчитанному на 30 лет, Россия будет ежегодно поставлять в Китай 38 миллиардов кубометров природного газа, а по мере роста потребности в нем в Китае эта цифра может достичь 61 миллиарда кубометров. Первую поставку природного газа через трубопровод, строительство которого начнется в 2014 году, планируется осуществить в 2018 году. Ожидается, что за 30 лет общая стоимость поставок газа по «контракту века» составит 400 миллиардов долларов. Кроме того, посредством данного соглашения «Газпром» даст российской экономике возможность расширить использование сибирских месторождений природного газа, которые находятся на значительном расстоянии от европейских рынков.
Момент заключения «сделки века» имеет особый смысл для стран ЕС. Неожиданность и непредвиденный масштаб соглашения неизбежно изменят балансы сил в энергетике и придадут новое направление энергетической политике государств союза. Странам ЕС, которые в свете кризиса на Украине и российской аннексии Крыма стали разрабатывать планы действий по разрушению газовой монополии России, следует правильно интерпретировать российский сигнал о сотрудничестве с Китаем. Таким образом, учитывая момент подписания российско-китайского контракта, можно утверждать, что Владимир Путин одержал здесь и политическую, и экономическую победу.
Россия, с одной стороны, подает странам ЕС сигнал о том, что найден новый рынок сбыта природного газа, с другой — стремится привлечь внимание к тому, какое волнение испытывает Китай в связи с растущей потребностью в природном газе и необходимостью ее обеспечения. Для Китая природный газ — это сравнительно экологически чистый энергоресурс и способ решить тяжелейшую проблему загрязнения воздуха, которая делает жизнь многих городов практически невозможной. Открывая России двери нового и крупного рынка, соглашение России и Китая в то же время придает глобальным энергетическим войнам новое измерение.
Кто остался в большем выигрыше от «сделки века»? Россия или Китай? Это, конечно, спорный вопрос. Но, полагаю, единственная проигравшая сторона — ЕС.