Баку – Кризис есть этап в жизненном цикле общества. Так как в историческом пути развития не бывает вечного развития или вечного упадка, для промежуточного этапа характерны кризис или застой. Любой кризис заканчивается двумя логическими исходами. В первом случае после совершившегося кризиса тот или иной исторический, политический, экономический процесс вовсе прекращается. Во втором случае после кризиса в качестве нового этапа жизненного цикла начинается очередной процесс развития. Сказанное наиболее наглядно видно в значении слова «кризис» на китайском языке. В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», другой – «благоприятная возможность» (Большая Экономическая Энциклопедия. Том I. Баку, 2012. с.396). Если речь идет об обществе, то общество стоять на месте не может. Поэтому кризис может сопровождаться только поиском новых путей.
В этом смысле процесс, воспринимаемый ныне в мире как кризис мультикультурализма, также не может вечно пребывать в кризисном состоянии. Общество в своем развитии должно определить модель мультикультурных ценностей в определенном интервале времени. Если учесть, что процессы глобализации делают поликультурность неизбежным, то существование в том или ином уголке мира замкнутых, изолированных от глобальных процессов обществ представляется невозможным.
Как известно, в последние несколько лет как среди политических лидеров, так и в академической и общественной среде Европы звучат заявления о том, что политика мультикультурализма себя не оправдала. Основную причину ее краха связывают с непризнанием трудовыми мигрантами, в особенности, из мусульманских стран, западных ценностей, пропагандируемых в соответствии с миграционной политикой западноевропейских стран, в качестве единых стандартов.
Но реалии в том, что независимо от причин и сути, Европа уже не умещается в рамки классических европейских ценностей. Сейчас «Старый свет» отражает в себе образы жизни носителей различных культур. Даже если политика мультикультурализма, проводившаяся до сих пор официальными лицами Европы, переживает кризис, разные культурные ценности, существующие сегодня в Европе, не могут быть ни стерты, ни превращены в стандартные образцы. В таком случае этот кризис должен вести к поиску новых форм сосуществования. Иными словами, «западная модель мультикультурализма», потерпевшая крах, находится в поисках нового подхода. Прежде чем рассмотреть эти подходы, в данном исследовании мы хотели бы обратить внимание на вызовы, стоящие перед Западом.
Западная цивилизация перед новыми вызовами
Cтраны Западной Европы, понесшие большие людские потери во второй мировой войне, принимая после войны из бывших колониальных стран как дешевую рабочую силу мигрантов, начали восполнять этот дефицит. Бурный экономический рост европейских стран после войны в несколько раз превышал внутреннюю рабочую силу. Старение местного населения Европы и в то же время избыток дешевой рабочей силы в соседних регионах закончились стимулированием западными странами миграции из бывших колониальных стран. В настоящее время большая часть трудовых мигрантов в Европе – мусульмане. Кроме того, верные своим культурным ценностям мигранты из немусульманских стран Африки, из Индии также стали местными жителями Европы. В итоге, начиная с 1950 года, во Франции, Германии, Бельгии, Нидерландах и других странах Западной Европы начало формироваться новое поколение иммигрантов-нехристиан, чуждых западным ценностям. Для сравнения можно отметить, что, если в 1950-е гг. 800 000 человек европейского населения были мусульмане, то 2010 году эта цифра достигла уже 44 млн.
Таким образом, Европа, считающаяся колыбелью западной цивилизации, стоит перед двумя важными вызовами. Во-первых, европейское общество, которое веками зиждилось на национальной идентичности, после потока мигрантов уже не умещалось в эти рамки и столкнулось с новым образом жизни. Во-вторых, поселение мусульман в Европе поставило Запад у себя лицом к лицу с иной системой ценностей.
В связи с первым вызовом хотелось бы отметить, что сегодня большинство государств Европы уже являются странами-иммигрантами. Другими словами, не менее 10% населения в этих странах – иностранцы. Учитывая, что Европа переживает демографический кризис, можно констатировать, что эта тенденция еще более возрастет. По прогнозам агентства «Евростат», за 2010-2060 гг. естественный прирост в Евросоюзе составит 16 миллионов человек. За этот период на долю иммиграции выпадет 86 миллионов человек. Это – 17% общего населения. С учетом миграционного потока, смешанных браков и разницы между местным населением и мигрантами в уровне рождаемости в Европе прогнозируется достаточно высокий уровень населения иностранного происхождения.
Следует отметить, что именно этот фактор отличает европейскую модель мультикультурализма от других западных моделей. Так, в отличие от «Старого света», западные общества, созданные в новых странах мира (Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.), на нынешнем этапе не только не переживают кризис, но даже считаются многими экспертами удачным образцом. Главный отличительный момент здесь заключается в том, что в новых странах мира формирование национальной идентичности происходило именно в период миграций, и европейские мигранты доминировали. Формирование национальной идентичности в Европе же происходило в средние века. Поэтому новые жители «Старого света» испытывают проблемы в интеграции в европейское общество. Учитывая доминирование в обществе в нынешних условиях мигрантов, становится очевидным, что главной целью европейской модели мультикультурализма является ассимиляция.
Несмотря на различия в численности мигрантов в отдельных странах, общий подход почти не отличается. Можно выделить Францию, где численность мигрантов в сравнении с общим количеством населения высока. По данным Института Статистики Франции (İNSEE), на основании показателей за 2008 год, 19% населения (12 миллионов человек) страны либо родились за рубежом, либо по меньшей мере один из родителей – мигрант (с учетом мигрантов первого и второго поколения). По данным исследований, в 2006-2008 гг. как минимум один из дедушек или одна из бабушек примерно 40% новорожденных во Франции были иммигрантами.
В таких странах, как Германия, Объединенное Королевство, Италия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, иммигранты составляют более 10% населения страны. В этническом и культурном плане эти мигранты также представляют значительно отличающиеся ценности. Среди новых жителей Европы, кроме носителей исламских ценностей, хранят свои ценности и представители дальневосточной культуры из таких стран, как Индия, Китай, Вьетнам. Все это показывают, что мультикультурализм уже для западного общества есть не выбор, а именно необходимость.
Для стран с молодым населением этот вызов может показаться неактуальным. Но с учетом того, что в большинстве ведущих стран Европы население стареет, и удельный вес трудоспособного населения снижается, становится очевидным маловероятность отказа Европы от идеологии мультикультурализма. Согласно проведенным исследованиям, в Германии, лидирующей в Европе по численности населения, население через 50 лет сократится на 10 миллион, составив 72 млн. человек. Параллельно с этим заметно возрастет процесс старения населения. Так, если в 2012 году удельный вес населения старше 65 лет составил 20,5%, то, по прогнозам, в 2062 году это соотношение составит 30,1%. Иными словами, миграция рабочей силы в Германию извне неизбежна.
Самый важный вызов, стоящий перед европейскими государствами, ставшими уже странами-иммигрантами, - это демографический кризис и как путь выхода из кризиса – политика, основанная на иммиграции. И невозможно, чтобы новые жители Европы не принесли с собою свои ценности. На наш взгляд, только уважая ценности вновь прибывших и, самое главное, считая их своими, Европа может выйти из кризиса.
Будущее развитие Европы, переживающей кризис, без мигрантов не представляется возможным. Вместе с тем в настоящее время Европа игнорирует духовные ценности новых жителей, отдавая предпочтение только западным ценностям. В глазах Запада вновь прибывшие мигранты должны быть однородной составной частью общества, принимающего эмигрантов. Их поведение и отличающиеся моральные нормы не воспринимаются в связи с тем, что они не соответствуют западным ценностям. Но время показывает, что мигранты, поток которых в Европу в качестве дешевой рабочей силы стимулировался, не оказались в одной упряжке с единой Европой.
Представление европейского общества, основанного на только лишь западных культурных и религиозных ценностях, как универсального в мировом масштабе стандарта себя не оправдывает. Примечательно, что те, кто утверждают, что мультикультурализм терпит крах в связи с тем, что прибывающие сегодня в Европу в качестве рабочей силы мигранты не воспринимают западные ценности, несколько веков назад по ту сторону океана не только не принимали культурное многообразие местных народов и рабов, насильно привезенных из Африки, но и уничтожали их. Но по какой-то причине подобное отношение в ту пору не рассматривалось как причина кризиса мультикультурализма.
Таким образом, самая важная дилемма, стоящая перед Западом в условиях кризиса, - это уважительное отношение к чужим ценностям. Оно должно строиться на системе отношений, основанной на уважении не только к западным ценностям, но и к духовному миру других.
Страх мусульманизации Европы
Тот факт, что подавляющее большинство миграционного потока в Европу – мусульмане, поставил перед Западом еще один важный вызов. Запад же рассматривает его не как вызов, а как угрозу собственной системе ценностей и своему будущему вообще.
Как известно, западная цивилизация придает большое значение религиозным ценностям. Уже долгие века христианство играет роль ядра в системе западных ценностей. В религиозной плоскости на протяжении всей истории главным соперником Запада был именно Ислам. Так, из мировых религий буддизм с его главными опорами на Дальнем Востоке из-за пространственной отдаленности не оказался в состоянии проникнуть в «Старый свет». Евреи же в Европе веками преследовались, неоднократно высылались, и стали восприниматься как равноправные жители, лишь начиная с XIX века. Отношения Ислам-Запад были еще напряженнее. Усиление какой-либо из сторон становилось причиной кровавых столкновений. Самым кровавым походом европейцев как носителей христианства на исламский мир были крестовые походы. На протяжении истории Европа дважды сталкивалась с прямым влиянием носителей исламской религии – в первый раз во время создания в Испании Кордовского халифата, во второй – с вхождением европейских земель до Вены в сферу влияния Османской империи. Но в обоих случаях после ослабления или падения империй Европа демонстрировала в отношении мусульман религиозную нетерпимость. Преследование мусульман в Испании, на Балканах по религиозным мотивам, уничтожение наследия исламской культуры показывают исторические традиции в отношении Запада к Исламу.
Сейчас ситуация иная. Впервые в истории Ислам стал в Европе не чуждым убеждением, а именно религиозной верой определенной части населения. Поскольку мигранты из Турции, Северной Африки, бывших колониальных стран Ближнего и Среднего Востока – мусульмане, то Запад вновь столкнулся с Исламом. В настоящее время Европа оказалась лицом к лицу с тем, что ее будущая судьба, возможно, будет мусульманской. Трудовые мигранты оказываются в Европе не путем завоеваний, а через проникновение внутрь общества. В таком случае нереально, чтобы Европа вела борьбу с этой новой исламской волной прежними методами.
По мнению исследователей, в результате потока эмигрантов в европейские страны и высокого уровня естественного прироста среди них в 2050 году 20% населения Европы будут мусульмане. Сейчас выдвигаются мысли о том, что западная и исламская культуры не могут сосуществовать. В Европе сегодня перед обществом в качестве дилеммы ставятся полностью несравнимые по сути понятия, такие, как демократия или законы шариата, Ислам или свобода. Но реальность в том, что исламские ценности уже – выбор части населения Европы. Если к ним не будет толерантного отношения, если исламский фактор не займет достойное место среди западной системы ценностей, то это станет проблемой в первую очередь для будущего Европы.
Верность мусульман в Европе своей религии, вместе с тем популяризация Ислама как религии, показатели демографического роста мусульманского населения воспринимаются в западном обществе как главные беспокоящие в плане будущего моменты. Следствием этого и стала на Западе исламофобия. Страх перед превращением меньшинства в большинство – главный вызов, стоящий перед мультикультурализмом по-западному.
Согласно исследованиям, проведенным Евробарометром в 2012 году, по мнению 39% опрошенных в Евросоюзе религиозная дискриминация получила широкий размах. Этот показатель во Франции составляет 66%, Бельгии - 60%, Швеции - 58%, Нидерландах - 51%, Объединенном Королевстве - 51%.
Таким образом, события показывают, что религиозная толерантность и мультикультурные ценности Запада построены только лишь на навязывании другим собственных религиозных ценностей. В таком случае европейские государства, характеризующиеся как страны-иммигранты, пытаются только ассимилировать эмигрантов – носителей другой культуры и религии. Иными словами, поликультурность может восприниматься лишь как доминирование западных ценностей и как составная, ничем не отличающегося часть мозаичного образования. В Европе, население которой сегодня представляет различные культуры и нации, это представляет угрозу для будущей судьбы мультикультурализма. Но реалии заключаются в том, что будущая судьба мультикультурализма по-западному зависит от диалога Христианства и Ислама, сосуществования в Европе религиозных и светских ценностей.
Это – единственный путь выхода из кризиса. Только в толерантном обществе мультикультурализм способствует взаимообогащению культур, формированию системы ценностей, объединяющей разные народы.
Продолжение следует.