Несмотря на то, что никто еще официально не объявил о начале Третьей мировой войны, конфликты по всему миру уже достигают уровня, невиданного с 1944 года.
Разумеется, для подавляющего большинства жителей нашей планеты новости об этих конфликтах в иностранных государствах уже успели стать неотъемлемой частью ежедневных выпусков новостей, однако еще одна порция ежедневных новостей касается того хаоса, который творится в наших собственных странах.
Эта информация кажется такой сложной и запутанной, что многие перестали пытаться в ней хоть сколько-нибудь разобраться, поэтому я подумал, что будет полезно, если я предложу 10 объяснений того, как нам удалось спровоцировать столько проблем.
1) Мир в том виде, в котором он существует сейчас, сформировался благодаря политике колониальных держав, которые поделили мир между собой, прочертив границы государств без учета существовавших этнических, религиозных и культурных реалий. Это в первую очередь касается Африки и арабского мира, где концепция государства была насильно навязана представителям племен и кланов.
Ни одно из ныне существующих арабских государств не существовало до начала эпохи колониализма. Сирия, Ливан, Ирак, страны Персидского залива (в том числе Саудовская Аравия) входили в состав Османской империи. Когда в результате Первой мировой войны Османская империя прекратила свое существование (как и Российская, Германская и Австро-Венгерская империи), победители — Британия и Франция — сели за стол и прочертили границы государств, которыми они намеревались управлять, как ранее они сделали с Африкой. Именно поэтому нам не стоит рассматривать эти государства в качестве эквивалентов государств со своей собственной историей национальной идентичности.
2) После окончания колониальной эпохи стало очевидно, что для сохранения этих искусственных границ и предотвращения их дезинтеграции необходимы диктаторы, способные заполнить вакуум, оставленный после ухода колониальных держав. За несколькими исключениями нормы демократии использовались лишь для того, чтобы добиться власти. Арабская весна действительно помогла людям избавиться от диктаторов и автократов, но лишь для того, чтобы на их место пришли хаос и воюющие между собой группировки (как в Ливии) или новые автократы, как это случилось в Египте.
История Югославии является чрезвычайно поучительной. После Второй мировой войны маршал Тито ликвидировал королевство Югославия и создал Социалистическую федеративную республику Югославия. Но все мы знаем, что Югославия не пережила смерть своего диктатора.
Главный урок заключается в том, что в отсутствие по-настоящему коллективного и объединяющего процесса, в отсутствие сильного гражданского общества, решающую роль всегда будут играть местные идентичности. Поэтому пройдет достаточно много времени, прежде чем многие новые государства станут настоящими государствами, в которых нет внутренних конфликтов.
3) Со времен Второй мировой войны вмешательство колониальных и великих держав в процесс консолидации новых государств стало отличным примером антропогенных катастроф.
Возьмем, к примеру, Ирак. Когда в 2003 году после вторжения в Ирак США взяли на себя управление этой страной, генерал Джей Гарнер (Jay Garner) был назначен главой американской оккупационной администрации и пробыл на этом посту всего один месяц, поскольку его посчитали слишком открытым перед взглядами местных жителей.
Гарнера сменил дипломат Йен Бреммер (Jan Bremmer), который занял этот пост после двухчасового брифинга госсекретаря Кондолизы Райс (Condolezza Rice). Бреммер немедленно распустил армию (в результате чего появилось 250 тысяч безработных) и уволил из администрации всех членов БААС, партии Саддама Хусейна. Это привело к дестабилизации ситуации в стране, и сегодняшний хаос в Ираке является прямым следствием того решения.
Нынешний премьер-министр Ирака Нури аль-Малики (Nouri al-Maliki), которого сейчас Вашингтон пытается снять с должности, считая, что именно он является причиной поляризации между суннитами и шиитами, прежде пользовался поддержкой США. Так же как и президент Афганистана Хамид Карзай (Hamid Karzai), который сейчас исповедует откровенно антиамериканские взгляды. Эта традиция уходит своими корнями к первому вторжению США во Вьетнам, когда Вашингтон поставил во главе страны Нго Дин Дьема, восставшего против его взглядов и позже убитого.
У меня нет возможности перечислить все примеры подобных ошибок, совершенных другими западными державами. Суть заключается в том, что все лидеры, получившие свои должности с помощью поддержки извне, правили недолго и принесли с собой нестабильность.
4) Сегодня религиозные войны и исламистский экстремизм становятся все более серьезной и пугающей угрозой. Лишь немногие пытаются понять, почему тысячи молодых людей готовы стать смертниками. Но существует четкая взаимосвязь между отсутствием развития и рабочих мест и беспорядками на религиозной почве. В мусульманских странах Азии (арабские мусульмане составляют менее 20% мирового мусульманского населения) экстремизма практически не существует.
Лишь немногие понимают, что борьбу между суннитами и шиитами финансируют такие государства, как Саудовская Аравия, Катар и Иран. Эти религиозные течения существовали бок о бок друг с другом в течение многих столетий, а теперь они ведут опосредованную войну — к примеру, в Сирии. Саудовская Аравия финансирует салафитов (пуританская форма ислама), и она предоставила почти 2 миллиарда долларов новому египетскому автократу Абделю Фаттаху ас-Сиси (Abdel Fattah el-Sisi), потому что он борется против Мусульманского братства, проповедующего конец власти королей и шейхов и начало власти народа. Ирак также стал местом опосредованной войны между Саудовской Аравией, защитницей суннитов, и Ираном, защитником шиитов.
Поэтому когда мы рассматриваем эти религиозные войны, нам необходимо в первую очередь искать тех, кто за ними стоит. Религии становятся воинствующими только тогда, когда кто-то пытается использовать их в своих целях. Вспомните европейскую историю, где короли провоцировали войны на религиозной почве, в которых приходилось сражаться простым людям. Разумеется, если вы выпустите джина из бутылки, вам понадобится много времени, чтобы загнать его обратно. Поэтому тема религиозных войн будет еще долго нас преследовать.
5) После окончания холодной войны в мире, стабильность которого держалась на балансе сил двух сверхдержав, началось таяние. Попытки создать региональные и международные альянсы, призванные обеспечивать стабильность, всегда сводились на нет национальными интересами. Лучшим примером здесь является Европа. Пока все рассуждали о Крыме, Украине и Владимире Путине (которого изображали параноиком, помешанным на идее попыток Запада окружить Россию, начиная с администрации Джорджа Буша-младшего), а также о том, как заставить его прислушаться к США и Европе, европейские компании продолжали вести дела с Россией, несмотря на повсеместные разговоры об эмбарго. Австрия без лишнего шума подписала с Россией соглашение о присоединении к проекту «Южный поток» (газопровод, по которому российский газ будет поставляться в Европу) — вот вам и единство Европы, которая громко кричала о необходимости сократить свою зависимость от российских энергоресурсов.
В настоящее время идет становление многополярного мира, однако насколько стабильным он будет, пока остается неясным. В Азии Китай и Япония, также как и их соседи, увеличивают свои инвестиции в оборону. И хотя местные конфликты, такие как столкновения в Сирии, Ираке и Судане, вряд ли перерастут в масштабный региональный конфликт, в случае с Азией все произойдет именно так.
6) В мире, который становится все более разобщенным в результате возрождения национальных интересов, сама идея совместного управления теряет свою привлекательность и силу — и не только в Европе. ООН уже утратила свой статус арены для достижения консенсуса и легитимности. Два двигателя глобализации — торговля и финансы — не являются неотъемлемыми составляющими ООН, которая сконцентрировалась на вопросах развития, мира, прав человека, защиты окружающей среды, образования и так далее. Хотя эти темы, безусловно, являются главными для жизнеспособного мирового устройства, те люди, в руках которых сосредоточена власть, не считают их таковыми. Вывод: ООН теряет свою значимость.
7) В то же время ценности и идеи, считавшиеся универсальными, такие как сотрудничество, взаимная помощь, международная социальная справедливость и мир, также теряют свою значимость. Президент Франции Франсуа Олланд встречается с президентом США Бараком Обамой не для того, чтобы обсудить вопрос о том, как прекратить геноцид в Судане или похищение детей в Нигерии, но чтобы попросить его переговорить с министром юстиции, который наложил гигантский штраф на французский банк BNP-Parisbas в связи с обвинениями в мошеннической деятельности. На последней встрече лидеров Большой семерки не были подняты проблемы изменения климата и переговоров о ядерном разоружении — а ведь эти две проблемы являются главными угрозами для нашей планеты!
8) После колониализма и тоталитарных режимов ключевой фразой периода после окончания Второй мировой войны стало «внедрение демократии». Но после окончания холодной войны демократию стали воспринимать как данность. На самом деле в течение последних 20 лет формула представительной демократии постепенно теряла свой блеск. Прагматизм привел к утрате долгосрочного видения, а политика сейчас все больше напоминает простое администрирование.
Граждане все реже относят себя к политическим партиям, которые, в сущности, сконцентрировались на себе и стали самодостаточными. Партии больше не считают международную политику инструментом власти, и все решения принимаются без их участия. Это становится причиной принятия таких решений, которые зачастую никак не отражают чувства и приоритеты граждан.
То, как несколько лет назад в Европейской комиссии был решен вопрос о финансовой помощи Кипру, стало наглядным примером отсутствия прозрачности. Небольшая группа людей, несомненно, чаще совершает ошибки, чем большая…
9) Очень важным элементом глобального хаоса стал подъем того, что ее сторонники, особенно в финансовом мире, называют «новой экономикой», то есть экономики, которая подразумевает постоянную безработицу, отсутствие инвестиций в социальную сферу, снижение налогов для крупных капиталов, маргинализацию профсоюзов и уменьшение роли государства как регулятора и гаранта социальной справедливости. Неравенство достигло беспрецедентного уровня. 85 самым богатым людям планеты принадлежит столько же, сколько 2,5 миллиарда человек.
10) Все это приводит нас к следующему выводу. Нет ничего удивительного в том, что ведущие СМИ по всему миру освещают происходящие в мире события одинаково. Сегодня информация практически исключает анализ, заставляя нас сконцентрироваться на событиях. Способность СМИ разобраться в мировом хаосе минимальна, поэтому они попросту повторяют то, что им говорят политические лидеры. Перед нами СМИ, которые тщательно анализируют ситуацию внутри страны и абсолютно поверхностно относятся к событиям, происходящим в мире. Все СМИ, как правило, зависят от трех международных информационных агентств, которые представляют западный мир и его интересы. Вы где-нибудь видели сообщения о газовом соглашении между Австрией и Россией?
И наконец: постарайтесь никогда не останавливаться на том, что пишут в газетах, всегда ищите в интернете дополнительные и противоположные точки зрения. Это поможет вам смотреть на мир своими собственными глазами, а не глазами кого-то, кто, вероятнее всего, является, частью системы, спровоцировавшей весь этот хаос. Не плывите по течению, старайтесь отыскать обратную сторону луны. И если вам говорят, что есть люди, лучше вас разбирающиеся в ситуации, что же, дождитесь результатов. Будьте собой, и, если вы допустите ошибку, это, по крайней мере, будет ваша собственная ошибка.