16 июля во французский прокат выходит «Шапито-шоу», одна из главных российских лент последних лет. RFI поговорила с режиссером фильма Сергеем Лобаном о Крыме, где разворачивается действие картины, о борьбе внутри сознания и новом проекте-антиутопии.
— «Шапито-шоу» выходит во французский прокат в момент, когда каждый француз, если не знает, где находится Крым, то определенно связывает это место с военным конфликтом. Вы не боитесь, что французский зритель будет смотреть этот фильм с этой точки зрения?
— Даже если он будет смотреть его с этой точки зрения, в этом нет ничего страшного. Понятно, что этот фильм не про военный конфликт и вообще не про конфликт наций, а про конфликты внутренние, которые переживает каждый человек. И совершенно понятно, о чем идет речь. Чисто территориально он будет видеть, как выглядит Крым, на самом деле - как он выглядел несколько лет назад, когда он еще был в Украине.
— Чем для вас стала эта история с Крымом?
— Мне неприятно, мне не нравится, когда страна, в которой я живу, ведет себя так. Как хулиган на улице. Мне от этого становится грустно и немного стыдно.
Эта история сложная, непростая, она не имеет какого-то конкретного ответа, какого-то решения. Например, у нас там герой, который исполняет одну из главных ролей в сюжете про дружбу, он из Севастополя. Он переживает очень сильно эту историю, но кардинально с другой стороны. То есть, его давняя мечта, которую много лет он, его родственники все лелеяли, — вернуться в Россию вместе с севастопольским флотом и со всем остальным, она сбылась. Они считают это грандиозной победой. В общем, это сложно.
— Сегодня, спустя несколько лет после того, как фильм вышел, вы как-то иначе смотрите не него? Были бы ваши герои сегодня другими?
— Да нет, наши герои были бы такими же, конечно, абсолютно. Тут же вещи, которые не меняются со временем. Это борьба, которая происходит внутри сознания. Она не связана, по большому счету, с ситуацией политической. Никак.
— Вы уже упомянули о дружбе. Напомню, что это четыре независимых, но переплетающихся между собой сюжета: Любовь, Дружба, Сотрудничество и Уважение. Какой из них особенно важен для вас?
— Они все, так или иначе, лично как-то связаны с нами, с авторами. Потому что мы придумывали и анализировали все эти факты, опираясь на свой опыт. Но история сотрудничества нам кажется наиболее важной, что ли.
— Почему?
— Взаимоотношения между людьми нам кажутся одними из самых важных. Это такой тип коммуникации, который лишен всего наносного, всякой экзальтации, психоидной мишуры. Это то, на чём строится человеческий социум.
— Вы в одном из интервью говорили, что «Шапито-шоу» будет не совсем фильм, а нечто большее, связанное с вашим экспериментальным творческим объединением «Свои 2000». Эта история как-то продолжилась после того, как фильм вышел в российский прокат?
— Нет, история-то была задумана, все должно было развиваться параллельно с фильмом. Она закончилась, как только закончилась история, связанная с фильмом. Все, что можно было, что интересно было сделать в тот момент, мы сделали. Это был не только фильм, это были вещи около фильма еще. Активность мы там зарождали. Но, как любая вещь, заканчивается. Поэтому сейчас это загерметизированный проект, законсервированный до третьего тысячелетия.
— То есть, сейчас вы занимаетесь каким-то другим проектом?
— Да. Пока сложно сказать, сложно сформулировать, что это такое будет — не очень понятно. Но это фильм-антиутопия, скорее всего, будет.
— Большинство российских режиссеров сейчас снимают в провинции. Провинция — это такая кристаллизация того, что происходит в российском обществе. Вы тоже?
— Нет, мы об этом не думали, я не думал. Ну, может быть, это будет в каком-то другом крупном городе, но это не так важно, потому что это будет условная история. Может быть, это вообще будет за границей даже. Российское арт-хаусное кино в плоскости реализма находится, чего мы пытаемся избежать.
— «Шапито-шоу» как-то урезали для европейского проката? Ведь он длится практически 4 часа.
— Я не думаю. Там вся прелесть в том, что можно устраивать разные эксперименты с тем, как его показывать зрителям. Мы, например, вообще показывали двумя фильмами, которые шли в разных кинотеатрах, которые находились рядом, или в одном кинотеатре на разных сеансах. Или в каком-то кинотеатре они показывали два фильма сразу. Там было очень по-разному, люди ходили из кинотеатра в кинотеатр, смотрели одну сначала часть, потом через пару дней шли смотрели другую. Это был разный опыт. Потом, они могли смотреть части наоборот, начиная со второй части, потом смотрели первую. Интересно, как люди будут на это реагировать.