Исследовательский центр Пью (Pew Research Center) провел выборочный анализ политики правительств разных стран в отношении уничтожения церквей. Поводом для подобного исследования послужил, что в принципе довольно предсказуемо, снос в прошлом апреле церкви Санждан (Sanjiang) в китайском городе Веньчжоу (Wenzhou) по указанию правительства государства. Подобная тенденция, кажется, не собирается идти на спад, поскольку Санждан - не единственная церковь, разрушенная в Поднебесной. Внимание СМИ всего мира приковано к новому виду преследования христиан. Однако исследование вышеупомянутого центра показывает, что дело касается не только Китая, и что под прицелом оказались не только христиане.
Все началось в далеком 2007 году. Именно тогда центр Пью стал собирать данные, связанные с этим феноменом, в качестве особого аспекта более широкой области, которая относится к религиозной свободе. Сюда относится не только снос церквей или культовых мест, но и полицейские рейды во время коллективных молитв, а также конфискация церковной утвари или материалов, связанных с культом.
В мире - около 34 стран, правительства которых тем или иным образом уже успели причинить ущерб имуществу различных религиозных общин (по данным 2012 года). Случаи подобного посягательства наиболее распространены на Среднем Востоке и в некоторых областях Северной Африки (в семи из двадцати стран, находящихся в данном регионе). Такие феномены не редки и в Америке, где роль «плохих парней» взяли на себя Куба и Венесуэла.
В Азии и Тихоокеанском регионе 16 правительств из пятидесяти стран хотя бы единожды разрушали религиозную собственность. Например, в Бирме власти закрыли мечети этнических меньшинств Рохинджа, помешав сотням прихожан отмечать ураза-байрам, праздник в честь окончания священного месяца Рамадан.
С точки зрения периодичности, в трех странах мира в 2012 году было зафиксировано более чем по 100 инцидентов: это Китай, Россия и Таджикистан. В последнем было закрыто более сотни мечетей под предлогом отсутствия разрешений на строительство, что чисто технически действительно может послужить официальным поводом для их закрытия. В зданиях конфискованных мечетей — как об этом заявили власти государства — будут открыты школы, медицинские центры и другие объекты общественной значимости. В 22 странах из 34-х было зарегистрировано менее десяти происшествий за год.
Несмотря на то, что чаще всего страдать приходится христианам и мусульманам, жертвами этого явления стали также последователи других религиозных течений. В Ливане, наряду с разрушением культовых мест христиан и мусульман, в рамках проекта по прокладке дорог было уничтожено целое еврейское кладбище. Военные власти Пакистана потребовали снести индусский собор в городе Карачи. В Банда-Ачех, индонезийском городе, правительство объявило о закрытии нескольких буддистских и христианских храмов, находясь под давлением исламских фундаменталистов.
В списке стран, в которых было зафиксировано от десяти до ста инцидентов в течение года, первое место занимает Иран, сразу за ним следуют Саудовская Аравия, Индонезия, Азербайджан, Сирия, Пакистан, Ангола, Узбекистан и Казахстан. Бирма — на первом месте среди стран, в которых вышеупомянутый феномен встречается несколько меньше (от одного до девяти за год), на втором месте — Кипр. В этот же список включены и другие европейские страны: Белоруссия, Украина и Болгария.