После сокрушительного поражения в ЕС, которым стало избрание Жана-Клода Юнкера новым председателем Европейской комиссии, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон выложил карты на стол, назначив министром иностранных дел известного своим евроскептицизмом Филипа Хаммонда (Philip Hammond). Это решение последовало за настоящей позиционной войной против назначения Юнкера, который, тем не менее, заручился поддержкой существенного большинства в Европейском парламенте. Партия независимости Соединенного Королевства одержала победу на европейских выборах, а сам Дэвид Кэмерон весьма нелицеприятно отозвался о новом главе Еврокомиссии, которому в его 59 лет еще далеко до пенсии, хотя он и обладает более чем 30-летним опытом работы в политике, и в том числе европейском уровне.
В Лиссабонском договоре (он был подписан и Великобританией) предусматривается новая процедура назначения председателя Европейской комиссии: главой исполнительной власти ЕС становится кандидат от основных партий в случае их победы. Хотя при назначении Жана-Клода Юнкера и не обошлось без споров (это меньшее, что тут можно сказать), политический реализм в конечном итоге все же возобладал. Юнкер пользовался поддержкой Ангелы Меркель, пусть та в итоге и заметно охладела после его противостояния с коалицией, которую кое-как слепила Великобритания чуть ли не истерическим образом.
Поражение Кэмерона
Как бы то ни было, Дэвид Кэмерон вернулся на родину под грузом тяжелого поражения, упрекнуть в котором его не постеснялся даже лидер по традиции более благосклонной к Европе лейбористской оппозиции. Поэтому премьеру нужно было срочно принимать какие-то меры. Шантаж с выходом Великобритании из Европейского Союза на первых порах не сработал, что ж, тем лучше. Дело в том, что после победы Партии независимости Соединенного Королевства (она получила 24 кресла в Европейском парламенте, как и французский Национальный фронт) британским лидером двигало стремление дать гарантии всем евроскептикам, в том числе и внутри его собственной Консервативной партии. Назначение Хаммонда стало наглядным тому подтверждением...
Учитывая то, что может натворить эта партия во время будущих выборов 2015 года, премьер-министр будет пытаться играть на повышение и предлагать новым лидерам Европейского Союза кардинально изменить правила его работы. Такой, кстати говоря, будет главная задача нового министра иностранных дел: за оставшиеся до новых выборов в стране десять месяцев он должен будет дать все необходимые гарантии британским евроскептикам, превратить жизнь в Брюсселе в настоящий кошмар. А европейские лидеры, которыми движет желание не загонять Дэвида Кэмерона еще дальше в угол, могут удовлетворить эти требования. Но это стало бы стратегической ошибкой. В любом случае, в таких переговорах должны стоять четко определенные ограничения.
Великобритания в меньшинстве
Во-первых, хотя британский премьер связал себе руки предложением о проведении референдума о членстве его страны в Европейском Союзе в 2016-2017 годах, нет никаких гарантий, что его переизберут в 2015 году. Таким образом, не стоит исключать перспективу появления в доме № 10 по Даунинг-стрит лейбориста Эда Милибэнда, что позволит сразу же снизить накал страстей, так как никакого референдума в Великобритании больше не будет.
Если 18 сентября Шотландия примет на собственном референдуме решение пуститься в свободное плавание, это будет означать для Дэвида Кэмерона новое тяжелое поражение уже через несколько месяцев. То есть, далеко не факт, что что он сможет довести до конца премьерский мандат и тем более организовать в будущем референдум о принадлежности страны к Европейскому Союзу. Его влияние в Европе тает как снег на солнце, что может стать только заметнее с появлением независимой Шотландии, которая сама подаст заявку на вступление в Европейский Союз!
В любом случае, сегодня на европейском уровне Великобритания находится в абсолютном меньшинстве, и ее стремление к кардинальным реформам Европейского Союза, без сомнения, ждет полный провал. С самого момента вступления в 1973 году Великобритания придерживается особой линии поведения, которая заключается в подрыве Европы изнутри: да большому единому рынку, экономическому и валютному союзу, нет политической интеграции Европы. Да расширению, нет углублению. В результате все должно получиться так, что Великобритания становится единственным лидером в Европе, единственным достойным доверия партнером в глазах США. У нее должно получиться сохранить «особые отношения» с Америкой. Тем не менее, у Дэвида Кэмерона сейчас, по всей видимости, нет средств для реализации подобной политики.
Больше никаких поблажек!
Наконец, если британский премьер опять потребует полного пересмотра всего и вся, нужно сказать ему: «Цыц!» На этом этапе будет вполне разумно задуматься о необходимости сохранения послаблений для Лондона во вкладах в европейских бюджет (они существуют вот уже 30 лет). По сути, сейчас нет никаких оснований для такой скидки, которую выторговала Маргарет Тэтчер на саммите в 1984 году. Ведь расплачиваться приходится французским налогоплательщикам, и этот груз становится все тяжелее.
Вообще, Франция платит больше чем кто бы то ни было. В 2014 году она внесла почти 1,5 миллиарда евро, то есть 27% от общей суммы, тогда как другим странам Евросоюза удалось уменьшить собственные взносы. Так больше не может продолжаться, и если мы хотим избежать нового кризиса, вопрос давно пора вынести на обсуждение. В любом случае, новые британские министры, без сомнения, собираются объявить войну европейским институтам.
Нельзя поддаваться шантажу!
Избежать британского шантажа по поводу выхода страны из Европейского Союза никак не получится. Но это не означает, что нам нужно обязательно уступать Дэвиду Кэмерону. Как раз наоборот, выход этого государства, которое так и не смогло найти свое место в Европе, отнюдь не будет катастрофой. Великобритания не отказалась от национальной валюты, что во многом объясняет ее бессилие перед Еврогруппой, которую многие годы, кстати говоря, возглавлял Жан-Клод Юнкер. Все это, понятное дело, только усилило недовольство британцев. Тем не менее, этому государству придется обсуждать торговые договоры, без которых невозможно обеспечить его экономические и финансовое благополучие. А Европейский Союз может сделать это на собственных условиях. Великобритания больше не будет связана европейским законодательством, но и не сможет обойтись без единого европейского рынка.
Другими словами, Дэвид Кэмерон сегодня оказался в тупике, но выберется ли он из него или нет, зависит не только от него. У Европы нет никаких причин поддаваться его неприемлемому шантажу и соглашаться на так называемую «репатриацию полномочий». В противном случае Великобритании придется уйти раз и навсегда.