Авторы колонки Behind the Spec Sheet (Что скрывается за характеристиками) стремятся проникнуть в суть происходящего в компьютерном мире, основываясь на данных о «железе». В этой еженедельной гостевой рубрике, которую публикует компания FindtheBest, составляющая централизованную базу данных по характеристикам и функциям, сообщается о новых открытиях и сюрпризах в сфере цифровых технологий, а также делается попытка разоблачить общие заблуждения.
Взгляните на любую линейку ведущих смартфонов, и вы заметите одну общую закономерность. Экраны у них увеличиваются из года в год, от модели к модели.
Начнем с ревизии самой знаменитой линейки смартфонов Android. Достаточно взглянуть на таблицу размеров смартфонов Samsung, чтобы понять, что тенденция здесь возрастающая. Чтобы не отстать, HTC тоже увеличивает размеры своих экранов, да и Nokia старается не выпадать из отраслевого тренда со своей линейкой Lumia.
Даже Apple, которая когда-то называла экран своего 4-дюймового iPhone «блестящим проявлением здравого смысла», тоже идет путем своих конкурентов. Данные говорят о том, что интерес к увеличению размеров экрана у Apple невелик, однако ходят слухи, что в этом году она представит iPhone 6 на 4,7 дюйма.
Увеличение размеров телефонов: да, это реальность
Возможно, что больше становятся только флагманы телефонии. Чтобы определить, насколько общей является эта тенденция, я рассчитал соотношение между датой выхода модели и размером экрана для тысячи с лишним телефонов. В график я свел данные по нескольким сотням самых популярных устройств.
Получилось, что общая тенденция касается не только «айфонов» и «гэлэкси». Существует тесная связь между датой выхода модели и размером ее экрана.
До 2011 года почти все телефоны на рынке имели размеры от 2,5 до 4 дюймов. С 2013 года телефоны меньше 4 дюймов почти исчезли. Созданный мною график наглядно подтверждает эту тенденцию.
Что же происходит? Почему телефон превращается в планшет? Наверняка причин у такой тенденции множество. Я вывел из собранных мною данных пять разных сценариев, составив список от наименее до наиболее вероятного.
Сценарий №1. Мы стали свидетелями маркетинговой уловки, которая претворяется на практике вот уже пять лет. Сколько бы новомодных функций разработчики ни втиснули в новый продукт, ничто так не привлекает внимание, как новый дизайн смартфона, особенно если у него увеличился дисплей.
iPhone 5 дебютировал с поддержкой LTE и новым чипом А6, однако главной новостью для СМИ стал увеличенный размер экрана. Покупателям приглянулся экран модели НТС One 2013 года на 4,7 дюйма, но компания не смогла удержаться и добавила модели М8 еще 0,3 дюйма. Потом выступила Samsung со своей рекламной кампанией «Очередная большая вещь». Она начала неотрывно увеличивать размеры экрана своей линейки Galaxy S от 4,8 дюйма (S III) до 4,99 дюйма в S4 и до 5,1 дюйма в S5.
Это неплохая и аккуратная теория, но в конечном итоге это всего лишь теория и не более того. Налицо слишком много переменных величин, чтобы делать вывод о том, что увеличение размера экрана это всего лишь маркетинговая стратегия рекламщиков, даже если крупный экран ведет к росту продаж. Дело против Samsung кажется наиболее убедительным, но это все равно лишь частный случай.
Сценарий №2. Apple ошиблась с размером экрана.
Когда Apple в 2007 году выпустила первый iPhone, отрасль поспешила скопировать почти все детали его дизайна – от интерфейса с иконками приложений и визуальной голосовой почты до самого аппарата без кнопок и экрана размером 3,5 дюйма. В первые годы казалось, что Apple не может ошибиться.
И лишь в 2010 году, когда вышли первые модели Galaxy S и Droid X, на рынке появились разумные альтернативы iPhone. К производителям в их стремлении опередить Apple за счет инноваций пришло озарение. Да, iPhone гладкий и блестящий, но людям очень нужна большая площадь экрана. Остальное, как говорится, история.
Наверное, в этом есть зерно правды, но данная теория слишком изящная и понятная. Google и Apple постоянно копируют что-то друг у друга.
Сценарий №3. Изменения наблюдаются в основном в небольшой семье самых известных марок и моделей.
Более утонченная версия сценария №2 предполагает, что увеличение размеров экрана смартфона это следствие тенденции, отмечаемой лишь в нескольких легендарных телефонах, у каждого из которых увеличивался размер экрана, и каждый из которых произвел мини-революцию.
Это весьма разумно. На рынке существует более 1000 телефонов, однако по цифрам продаж и в заголовках СМИ доминирует менее десятка названий. С каждым успешным изменением (скажем, более четкое изображение на экране iPhone 4, улучшенные камеры на ранних моделях DROID) остальные заметные телефоны быстро следуют за лидером. Наверное, то же самое относится и к размеру экрана.
Но будет ли работать аппарат размером более 4 дюймов? DROID X доказал, что «большой» (для своего времени) телефон может быть вполне успешным. А если он больше 5 дюймов? Galaxy Note II размером 5,5 дюйма положил начало целой серии гигантских телефонов.
«Теория установления тренда» для самых популярных смартфонов, наверное, достаточно полно объясняет происходящие на рынке изменения. Но она не дает объяснений тем драматическим макро-изменениям, которые мы наблюдаем во всей отрасли.
Сценарий №4. Производители всегда хотели делать большие телефоны – но технологии до недавнего времени просто не позволяли этого.
В 2007 году увеличить пиксели и срок работы батареи было очень сложно. Подать достаточное питание на 5-дюймовый дисплей с высоким разрешением было просто невозможно. Сегодняшние батарейки и технологии отображения позволяют производителям делать прекрасные, яркие 6-дюймовые экраны, которые работают без подзарядки больше суток.
Чтобы понять это, достаточно посмотреть, как увеличивалась плотность элементов изображения и емкость батарей у линейки Samsung Galaxy S на протяжении пяти поколений.
Это самое простое объяснение, и, пожалуй, самое лучшее на сегодняшний день. Оно показывает, почему производители раньше не брались за изготовление аппаратов больше 4 дюймов, а сейчас регулярно выпускают модели на 5 дюймов и более.
Однако из этой теории непонятно, почему изготовители телефонов с 2013 года практически отказались от производства аппаратов меньше 4 дюймов…
Сценарий №5. Смартфон превращается в наш главный компьютер
Еще в 2007 году было далеко не ясно, сможет ли смартфон стать тем основным продуктом в своем сегменте рынка, каким он является сегодня – устройством, способным через какое-то время заменить собой большинство персональных компьютеров. Семь лет назад смартфон еще был сочетанием из трех менее важных продуктов: музыкального плеера, мобильного браузера сети и сотового телефона. Сегодня смартфон связывает людей во всем мире лучше, чем что-либо до него. У граждан стран третьего мира может не быть автомобилей и компьютеров, но они очень быстро приобретают смартфоны.
Но какое это имеет отношение к размеру экрана? Поскольку смартфон превращается в наше основное устройство, выполняя работу компьютеров и даже телевизоров, нам нужен такой продукт, который может меняться как хамелеон, чтобы выполнять все эти функции.
До 2010 года дополнительные размеры экрана были не нужны. В конце концов, с помощью телефона мы звонили, слушали музыку, немного бродили в интернете, пользуясь плохим мобильным интерфейсом, а также делали для себя пометки, чтобы выполнить реальную работу, когда доберемся до своего компьютера.
Сегодня дизайн интернета от интерфейсов сайтов и до различных приложений часто разрабатывается главным образом для мобильного формата. Смартфон это уже не просто телефон, это гибрид из нескольких устройств. И все чаще он превращается в самое распространенное средство общения с миром. А большой экран дает возможность мобильному устройству выполнять все эти функции сразу.
Мы порой высмеиваем «плафоны» размером с маленький планшетный компьютер. Но наверное, все мы движемся в этом направлении. Возможно, больше значит лучше.