«Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) – типичная паразитическая группировка террористов. Паразитическая по той причине, что, будучи простой террористической группировкой, она не только оперирует определенными политическими идеями и проводит политику слепого насилия, но и ведет себя как паразит в кризисной ситуации, сложившейся в иракском обществе, провоцирует раскол между социальными группами, пытается использовать в своих корыстных интересах создавшиеся условия, чтобы как можно быстрее достичь поставленных целей.
Террористы таких мастей, как правило, пользуются поддержкой внешних игроков, имеющих определенные интересы внутри страны.
В настоящий момент ИГИЛ изо всех сил старается использовать кризисную ситуацию в Ираке и Сирии и реализует стоящие перед ней задачи, занимаясь жестоким террором и даже геноцидом граждан этих стран. Вполне очевидно, что при этом боевики ИГИЛ по своему неразумению привлекают помощь и некоторых внешних игроков.
События, происходящие в регионе, конечно, весьма трагичны для проживающих в нем народов и связаны с большими человеческими и материальными потерями. Однако они представляют богатый материал в сфере изучения сложившейся там ситуации и международной политики в целом, а их изучение может быть полезным для усвоения весьма полезных уроков.
Наступление и жестокие расправы террористической группировки ИГИЛ позволяет нам усвоить различные уроки, которые для краткости можно обсудить на трех уровнях: национальном, региональном и международном.
1. Национальный уровень
Урок первый
Одна из главных тактик этой террористической группировки заключается в разжигании противоречий между шиитами и суннитами в Ираке и вообще конфликтов на национальной почве, а также в использовании помощи ваххабитских экстремистов и активных членов партии «Баас».
Именно по этой причине сегодня боевики ИГИЛ оказываются в центре любого столкновения на той или иной почве и творят свои жестокие преступления. Определенно, такая ситуация является результатом грязного заговора, во главе которого стоят разные политики самого Ирака и некоторые региональные государства. При этом поддерживают их могущественные внешние игроки.
Разумеется, их главной целью является сам ислам, а не отдельные его течения в виде шиизма или суннизма. Когда враг заносит над нашей шеей свой меч, он не спрашивает, какой именно конфессии мы придерживаемся. Целью стал первозданный, чистый ислам. Группировки террористов-такфиристов добиваются не воплощения основ ислама. Их действия доказали, что в них нет и намека на ислам.
Главный урок для иракцев, как шиитов, так и суннитов, заключается в том, что ради противостояния террористам они должны объединиться и сообща перекрыть им все подступы. На этот раз, который должен стать последним, иракцам следует воспользоваться единым порывом и наказать террористов за их деяния.
К сожалению, ИГИЛ понимает только язык силы, поэтому с этой террористической группировкой, вооруженной и беспощадной, следует поступать как с реальной угрозой безопасности, используя разные военные и разведывательные методы.
Сегодня речь идет не о разладе между шиитами и суннитами, а противостоянии разных представителей иракского общества и террористических группировок, хотя кое-кто и пытается намеренно преподать это как конфликт на конфессиональной почве.
Урок второй
Проблему Ирака можно решить только изнутри. Иначе говоря, опыт с ИГИЛ отчетливо демонстрирует тот факт, что сами иракцы, курды и арабы, шииты и сунниты, все они должны протянуть друг другу руку и совместно решать имеющиеся трудности.
Решения, навязанные извне, ни к чему не приведут. Американская армия не обеспечит безопасность Ирака. Сами иракцы должны набраться решимости и начать укреплять собственные разведывательные, охранные и военные структуры.
Именно это и сделала Исламская республика Иран после победы там Исламской революции в 1979 году. Таким образом было раз и навсегда покончено с так называемой иностранной помощью в деле обеспечения государственной безопасности и созданы прочные условия для всеобщей защиты иранского народа. Причем сделано это было вопреки всем заговорам и недружественным актам, проявившимся в большом количестве за более чем 30 лет существования Исламской республики. Такие страны, как Ирак и Афганистан, могли бы последовать примеру Ирана.
Урок третий
Спустя несколько лет после свержения Саддама Хусейна правительство и народ Ирака должны приложить все усилия, чтобы создать крепкий политический строй. Этот строй должен гарантировать соблюдение законов и всеобщей справедливости, бороться с коррупцией и реализовывать права всех представителей общества.
Конечно, в Ираке, пережившем диктатуру Хусейна, такие задачи воплотить весьма затруднительно, но все же для достижения этих идеалов необходимо создавать нужные условия и добиваться того, чтобы власти и простые граждане были удовлетворены действиями друг друга.
Правительство должно стать народным и реализовывать чаяния народа. Люди, населяющие эту страну, должны жить в благополучии, пользуясь всеми законными свободами. Разумеется, обеспечение безопасности этой страны является главным условием ее будущего процветания.
На данный момент преступления ИГИЛ в Ираке создали для граждан и правительства этого государства возможность последовательно и целесообразно заняться укреплением национального единства и созданием собственной общей национальной идентичности.
И правительство, и народ Ирака должны хорошо понимать, что, равно как и в Афганистане, им необходимо выработать механизмы для самостоятельного решения своих трудностей и не надеться при этом на помощь внешних игроков.
Они обязаны взяться за усиление собственной армии и сил безопасности, чтобы в период возникновения подобных кризисов быстро и эффективно находить способы их разрешения. Урегулирование национальных проблем должно происходить на государственном уровне, а не становиться достоянием внешних сил.
Иракскому правительству следует избрать такую тактику, чтобы свести на нет вражеские планы, добиться национального единства и справедливого распределения власти и материальных благ. Население этой страны уже научено горьким опытом и должно понимать, что самой первой и важной мерой для национального прогресса является обеспечение безопасности и заниматься этим должны национальные силы.
2. Региональный уровень
Урок первый
Бесспорно, активность ИГИЛ в Ираке и Сирии представляет угрозу безопасности Исламской республики Иран, поэтому необходимо выверено пресечь любое влияние террористов в регионе. На данный момент объявление шиитским духовенством в Ираке священной войны джихада помогло мобилизовать молодежь этой страны против данной террористической группировки.
Массовое присутствие террористов в некоторых районах страны позволяет наносить им значительные удары. Между тем, это демонстрирует тот факт, что Исламская республика практически находится в кольце различных заговоров, поэтому ситуацию в этом опасном регионе нужно оценивать с позиции реализма и целесообразности принятия защитных мер. Структурированное повышение потенциала армии и служб безопасности Ирана параллельно с логически выверенной внешней политикой и использованием рычагов мягкого давления может в стратегическом плане поднять уровень безопасности Исламской республики.
Авангардом в деле обеспечения безопасности являются иранская армия, Корпус стражей Исламской революции и силы народного ополчения «Басидж», а одним из главных ключей к успеху – развитие ракетного потенциала Ирана.
Урок второй
На фоне тактики ИГИЛ в Ираке Иран предстает в выгодном свете. Исламская республика ясно продемонстрировала, что она проводит адекватную внешнюю политику и олицетворяет собой на региональном и международном уровнях ненасильственный ислам, основанный на разумной идеологии.
Сейчас все уже по достоинству оценили важность роли Ирана в регионе. Ни для кого не секрет, что без его активного участия в политических процессах невозможно гарантировать безопасность в регионе. Исламская республика играет первую скрипку в обеспечении региональной безопасности, а ее устранение от решения ключевых вопросов региона будет дорого ему стоить.
Иран считается надежным партнером для таких соседних стран, как Ирак и Афганистан, и может оказать им помощь в деле обеспечения безопасности и экономического развития.
Урок третий
Финансовая и логистическая помощь такфиристским группировкам со стороны некоторых арабских государств Персидского залива доказывает, что они, к сожалению, так и не извлекли урока из прошлого опыта и в не состоянии внести существенные перемены в свой внешнеполитический курс. Они до сих пор преследуют захватнические цели в регионе Персидского залива и считают, что присутствие внешних игроков поможет решить их проблемы.
Эти страны сами страдают от серьезных внутренних кризисов и ввиду собственной особой уязвимости, как это ни печально, бояться Ирана и развившихся в нем идей о народной революции.
В связи с этим им необходимо путем внутренних реформ повысить уровень своей законности, чтобы изменить сложившееся у них отношение к Ирану и его роли в регионе. Проводимая ими политика раскола служит интересам сионистского режима, а не народам региональных стран, в особенности Сирии, Палестины и Ливана.
3. Международный уровень
Урок первый
Активность ИГИЛ в Ираке и преступления этих террористов проливает свет на истинную позицию западных стран, и особенно Соединенных Штатов, в отношении терроризма.
Если они действительно не поддерживают террористов и проводят против них боевые операции, сейчас для них сложились отличные условия, чтобы доказать на деле правдивость собственных заявлений и встать на борьбу с этими преступными группами наемников.
Вплоть до сегодняшнего дня им так и не удалось с достоинством выполнить этот долг. Напротив, все чаще приходиться слышать об обвинениях в адрес этих стран об их сотрудничестве с террористическими группировками. Увы, это составляет парадокс политики западного мира и прежде всего Соединенных Штатов.
Явным проявлением этого парадокса является поддержка сионистского режима, воплотившего собой государственный терроризм. Сегодня новым проявлением такого парадокса можно считать многозначительное молчание и пассивность по отношению к террористической группировке ИГИЛ, что, по сути, означает согласие с геноцидом.
Урок второй
Группировки, подобные ИГИЛ, представляют собой порождение радикальной безрассудной политики западных стран во главе с США. Под предлогом иранофобии и исламофобии американское правительство сделало ставку на тактику радикализма, наиболее ярким проявлением которой стало провоцирование Ирака к ведению военных действий против Ирана в течение восьми лет «священной обороны» (ирано-иракской войны 1980 – 1988 годов).
Другим примером этой необдуманной тактики являются односторонние санкции и продолжительная враждебность по отношению к Ирану. В рамках этой радикальной и нелогичной парадигмы сформировались экстремистские группировки, наподобие талибов, которые впоследствии стали настоящей проблемой для самих западных стран.
Сейчас им не следует думать, что террористические группировки, такие как ИГИЛ, будут вредить только Ираку или какой-либо другой стране рядом с ним. Боевики во много осложнят жизнь и другим государствам региона и даже иностранным игрокам, которые сейчас их поддерживают или молча наблюдают за их действиями.
Урок третий
В очередной раз уже на примере ИГИЛ стал очевиден факт беспомощности и неэффективности международных организаций, в частности, ООН. Международные инстанции, такие как Совет Безопасности, действуют лишь избирательно, исполняя требования великих держав, особенно Соединенных Штатов, и осуществляя только их национальные интересы.
Это доказывает, что Организация Объединенных Наций остро нуждается в реформировании. Нынешняя структура Совета Безопасности, основанная на реалиях почти семидесятилетней давности, не отвечает потребностям современного международного общества, поэтому для эффективного разрешения международных кризисов необходимо разработать новый механизм работы этой организации.