О событиях на востоке Украины меньшее, что можно сказать, это то, что Путин играл с огнем. Он собрал и задействовал все худшее, что было в регионе. Он сделал солдатами бандитов, воров, насильников, рецидивистов и грабителей. Он позволил этим импровизированным командирам уничтожать и изолировать интеллектуалов, журналистов, нравственных авторитетов Донецка и Донбасса. Он допустил, чтобы эти залившиеся водкой солдафоны разрушили или превратили в казармы общественные здания, больницы, школы и мэрии «освобожденных» ими городов. Не осознавая (это еще хуже!), что теряет контроль над спущенными им с поводка силами, он позволил разгореться в стране настоящей войне банд, в которой одни набросились на других и начали выкраивать себе владения в обстановке нарастающей анархии.
Но самое худшее в том, что весь этот сброд без малейшего представления о порядке и дисциплине, эти наемники, для кого единственный непреложный закон — это закон джунглей, а командир — это еще более жестокий зверь, чем бандит с соседней улицы, эти солдаты нового типа, которые не имеют ничего общего с армией вольных стрелков и ничего не знают о войне и, тем более, законах войны, — все они получили от него страшный арсенал (или, по крайней мере, молчаливое согласие на его захват), хотя и могли в лучшем случае использовать его как фейерверки.
Как нам известно, в четверг утром на улицах Снежного, то есть в 20 километрах от места трагедии, был замечен ракетный комплекс «Бук». Эта техника, без сомнения, была украдена 26 июня с базы регулярной армии и, вероятно, оказалась добычей в разборках соперничающих друг с другом банд.
Легко представить себе, что победители решили отпраздновать захват такого трофея и по этому случаю «пострелять в воздух». Только вот дальность такого оружия — 10 000 метров... В любом случае, кому-то приспичило «нажать на кнопку», чтобы посмотреть, «как это работает».
Легко представить себе смятение и ужас офицеров российской армии, которых Кремль отправил следить за переданными ракетами и сделать так, чтобы эти пиротехники-любители ограничились украинскими военными вертолетами и самолетами.
Можно даже представить их потрясение, когда Игорь Стрелков, пьяный в хлам самопровозглашенный «министр обороны» Донецкой народной республики, опубликовал в четверг сообщение с признанием ответственности за преступление (его очень быстро удалили). Или когда на следующий день по сети начали ходить сделанные у самой границы снимки направлявшегося в сторону России комплекса «Бук», на котором было только две из четырех полагающихся ему ракет.
Читайте также: Путинизм — это фашизм
В любом случае, результат уже ничего не изменит. Неважно, какими будут результаты расследования, которое и так уже сделали практически невозможным эти безжалостные и бессовестные псы войны. Эти люди привели в ужас весь мир, когда оставили тела жертв на произвол судьбы прямо в поле или побросали их в плохо охлаждаемые вагоны. Но это не помешало им пожаловаться всем мировым телеканалам на 298 жертв рейса Malaysia Airlines, которым хватило наглости задеть жилые дома и запасы пресной воды, что жизненно необходима невинному населению Донецка. Эти люди заполучили в руки черные ящики, организовали переправку в Россию потенциально компрометирующих обломков и параллельно поснимали с трупов любые мало-мальски ценные вещи. В итоге получилась кровавая бойня. Военное преступление. 11 сентября для Украины, Нидерландов и Малайзии.
По всем этим причинам остается лишь прислушаться к президенту Порошенко, который в эти ужасные дни вновь продемонстрировал хладнокровие, человеческое достоинство и командирские качества. Их еще до выборов отмечали немногие видевшие его вблизи иностранные наблюдатели, когда он обратился к международному сообществу с просьбой внести Донецкую и Луганскую народные республики в список террористических организаций.
Остается лишь согласиться с ним, когда он — всего несколько часов спустя после трагедии — без страха, ненависти и реваншизма напомнил президенту Франсуа Олланду, что покойный Муаммар Каддафи оказался в международной изоляции после того, как заказал 26 лет тому назад очень похожий теракт на самолете в небе над Локерби.
Так, можно ли после этого нового Локерби ограничиться требованием от Владимира Путина предоставить «полный и свободный» доступ к месту крушения и «полное сотрудничество» в сборе останков?
Есть ли у нас моральное право закрыть глаза на часть последствий преступления, в котором на нем лежит реальная ответственность из-за подстрекательской, безответственной и недостойной президента великой державы политики?
Мыслимо ли в подобных обстоятельствах, то есть пока он не дал задний ход по Украине и Крыму, передать ему два обещанных Францией корабля типа «Мистраль», которые сегодня строятся в Сен-Назере, а завтра могут стать жемчужинами российского флота в Севастополе или даже Одессе?
Но это риторический вопрос, потому что ответ, к сожалению, совершенно понятен.