Политический аналитик Александр Класковский: «Лукашенко часто срывается на эмоциональные экспромты, а потом жалеет»
– Это молчание белорусского президента понятно, – отмечает эксперт. – В таких взрывоопасных темах Лукашенко умеет держать язык за зубами. При том что он часто срывается на эмоциональные экспромты, а потом жалеет. У него есть сильное политическое чутье, и когда дело пахнет жареным, он умеет выдержать паузу.
Политолог отмечает продолжение избранной ранее линии лавирования на протяжении всего конфликта между Киевом и Москвой.
– Снова между молотом и наковальней, – констатирует собеседник «Салідарнасци». – С одной стороны, нет никакого резона портить отношения с Украиной. С другой – масса обязательств перед Россией, в том числе и союзничество в военной сфере. Скажешь или сделаешь то, что не понравится Москве, – там могут и краник прикрутить. Так что приходится «фильтровать базар».
Мнение мирового сообщества складывается не в пользу России, а Киев и Москва продолжают обмениваться взаимными обвинениями.
– Западное мнение склоняется к выводу, что прямо или косвенно в случившейся трагедии виновата Россия, – продолжает эксперт. – Не присматриваясь особо, видно, что ее уши всесторонней поддержки, в том числе и оружием, торчат у сепаратистов в Донбассе. Если официальный Минск выскажется в подобном ключе, то в Кремле это вызовет зубной скрежет. А отмывать Россию – означает накликать на себя общественное возмущение и дополнительно осложнить отношения с Западом, который, похоже, вознамерился серьезно усилить санкции и загнать Россию в угол.
Класковский продолжает, что попадать под санкции просто так, за компанию с восточной соседкой, не хочется. Поэтому Александр Лукашенко ранее продемонстрировал ряд символических жестов, означающих готовность дружить с новой властью в Киеве.
– Пока Белоруссия сохранила этот дипломатический баланс в треугольнике Киев – Минск – Москва, и не хочет нарушать его впредь. Это как раз тот случай, когда Лукашенко будет сдержанным, и пока не уляжется история, предпочтет или вообще ее не комментировать, или ограничиваться нейтральными фразами. Не исключено, что через год или два, он в интервью разоткровенничается и вспомнит что-то, как это было в свое время с Муаммаром Каддафи, которого на момент откровения уже не было в живых.
Академический директор Белорусского института стратегических исследований (BISS) Алексей Пикулик: «Ему невыгодно что-либо комментировать»
– Думаю, что Александру Лукашенко невыгодно что-либо комментировать, – отмечает эксперт. – Он поступает очень правильно: ожидает результатов расследования IKAО, вместо того чтобы становиться в позицию эксперта по ПВО и рассматривать различные версии, в том числе и конспирологические. В ситуации, пока он может не делать никакого заявления, он этого заявления не делает. И поступает совершенно правильно.
Политолог Валерий Карбалевич: «Если комментарии все же последуют, то это будут призывы и заявления в стиле «нужно жить мирно»
– Думаю, что в случае с рейсом МН-17 срабатывает та же логика, что и в отношении всего украинского кризиса: попытка сохранить нейтралитет и не вмешиваться в конфликт на любой стороне. С одной стороны мы – союзник России. С другой – Лукашенко понимает, что Путин применил силу для расширения так называемого «русского мира», угроза которого распространяется и на Беларусь.
Официальный лидер впервые завуалированно сказал о такой угрозе, выступая в Минске 1 июля на торжественном собрании, посвященном 70-й годовщине освобождения страны от немецко-фашистских захватчиков и Дню независимости.
– В любом случае, Лукашенко ни с кем не хочет портить отношения: ни с Украиной, ни с Россией, ни с Западом. Исходя из этой логики, а также из того, что пока ситуация с крушением лайнера до конца не ясна, он дистанционируется от комментариев по этому поводу. Если комментарии все же последуют, то это будут призывы и заявления в стиле «нужно жить мирно».