С момента своего создания Турции не удавалось войти в число стран, знающих цену креативности и творческим способностям. Она была не в силах разработать какую-либо осознанную политику, чтобы привлекать таланты, воспитанные в других странах. Она принимала мигрантов только во времена войн и международных кризисов. Сделав все, чтобы жизнь ее граждан, представляющих другие этнические группы, стала невыносимой, она оказалась не в состоянии уберечь и сохранить их. Более того, тысячам креативных умов, которые получили образование за счет ее собственных ресурсов, она позволила увлечься другими странами — и продолжает это делать сегодня.
Между тем креативные классы одним из столпов конкурентоспособности государств. В современном мире скорость обогащения страны напрямую связана с ее способностью культивировать или импортировать креативность в каждой профессиональной сфере. На какую бы развитую страну мира вы ни посмотрели, вы увидите, что в основе ее богатства лежит одно — креативность!
Общества, которые раньше остальных постигают ценность креативности, стремительно выходят вперед. При этом состояние обществ, которые боятся отличаться от других и не способны отважиться на творчество, не может не удручать.
Когда речь идет о Турции и телевидении
В последнее время появились основания говорить о том, что у Турции есть креативные личности в таких областях, как реклама, кинематограф, музыка. Но путь к креативному обществу обещает быть очень тернистым, продвинуться по нему можно только благодаря самостоятельному развитию.
В этой связи наглядным примером может служить сектор сериального кинематографа, которому удалось самому расчистить себе дорогу и побудить нас вновь задуматься об отношениях с внешним миром.
Действительно, в области экспорта многосерийных фильмов происходят скоротечные и одновременно удивительные события. Сегодня Турция находит рынок сбыта телесериалов не только в близлежащих странах, с которыми ее объединяет сходство истории и культуры. Например, турецкий сериал, транслируемый в Швеции, может в этой стране обойти все американские сериалы, собрав наибольшее количество просмотров (этот сериал под названием «Конец», главные роли в котором исполняют Йигит Озшенер, Нехир Эрдоган, Эркан Джан, Энгин Алтан Дюзйатан и Беррак Тюзюнатач, показывали, помимо Швеции, более чем в 30 странах мира. США и Россия приобрели права на ремейк).
Только представьте: если бы не сериалы, могла бы Турция овладеть умами телезрителей в таком количестве стран (и, к тому же, удерживать их внимание на протяжении нескольких недель)? Не стоит забывать и о том, что это были зрители, которым при упоминании слов «Турция» и «телевидение» на ум, вероятно, сперва приходят новости о природных катаклизмах или гуманитарных катастрофах.
Самая эффективная «мягкая сила» Турции
По своей природе результаты производства в креативном секторе — это не только продукты сами по себе. С точки зрения их символики, ценностей, способности передавать посылы, такого рода продукты обладают гораздо большим потенциалом, чем все остальные товары и услуги.
Так, продажа турецких сериалов на внешние рынки стала началом нового процесса. Сериалы обеспечивают нам влияние, которое мы не в силах приобрести, продавая фундук, инжир или холодильники. Это влияние, которое на языке современной дипломатии называется «soft power». Пока мы экспортируем сериалы, благоприятные последствия этой силы становятся все более отчетливыми.
Экспорт турецких сериалов позволяет не только воздействовать на взгляд жителей других государств на нашу страну, но, что еще важнее, стимулировать развитие туризма. Одна из важнейших причин притока туристов в Турцию из Ближнего Востока, Балкан, Кавказа, Средней Азии в последние годы — это, несомненно, позитивный эффект, создаваемый турецкими сериалами.
Экспорт сериалов упрощает доступ турецких брендов на рынки тех или иных государств и в дальнейшем способствуют их адаптации к этим рынкам.
Основное условие устойчивого развития
Из примера сериального кинематографа Турция может извлечь множество уроков. Прежде всего необходимо ответить на вопрос: насколько стабилен такой успех?
Чтобы обеспечить устойчивость в этой области, как и во многих других областях, мы должны создать и привести в действие определенные институциональные механизмы. Ведь своим успехом сериальный сектор обязан скорее самому себе, нежели поддержке государства. Но при отсутствии необходимой институциональной поддержки в условиях интенсивной конкуренции этот успех может оказаться временным.
Турция должна научиться одному: предлагать свободу и соответствующие возможности всем талантливым и творческим людям. Именно они являются в современном мире движущей силой устойчивого экономического и гуманитарного развития.
Пока креативные классы не убедятся в том, что социальный и культурный климат, в котором они нуждаются, будет им непременно обеспечен, мы не сможем с уверенностью смотреть в будущее нашей страны.