Стереотипы несправедливы и оскорбительны, но от них нам никуда не деться. Логика подсказывает нам, что нелепо приписывать всем — или даже большинству — представителей определенного народа лень, неблагонадежность, или необычайный ум, однако подобное упрощенное мышление по-прежнему процветает.
Почему это происходит? Откуда берутся стереотипы? В замечательной новой статье группа ученых во главе с психологом из Абердинского университета Дугласом Мартином (Douglas Martin) доказывает, что их следует считать неудачным следствием нашего метода обработки и передачи знаний.
«Процесс многократной передачи социальной информации от человека к человеку может приводить к непреднамеренному и спонтанному формированию культурных стереотипов», — пишут исследователи в журнале Psychological Science.
В сущности, утверждают они, наши мозги запрограммированы на то, чтобы распределять информацию по категориям и устанавливать кратчайшие пути между объектами (атрибут A ассоциируется с поведением B). Этот навык помогает нам сохранять знания с минимальными усилиями и структурирует мироздание, которое в противном случае выглядело бы хаосом.
Тем не менее, в процессе теряются нюансы и частности.
Зачастую, отмечают авторы статьи, в основе стереотипа лежит «зерно истины», которое в дальнейшем перерождается в распространенное клише в отношении группы людей. Впрочем, иногда стереотипы берутся как будто бы из ниоткуда.
Мартин и его коллеги провели эксперимент, в ходе которого вымышленные существа — космические пришельцы — получили случайный набор свойств. Как оказалось, на то, чтобы на их счет сформировались стереотипы, не требуется много времени.
Каждый из пришельцев выглядел как схематичный рисунок с тремя свойствами: форма (круглая, квадратная или прямоугольная); цвет (синий, зеленый или красный) и движение (скачкообразное, по диагонали, по горизонтали).
В результате получилось 27 видов пришельцев. Каждый из них был в случайном порядке наделен личностными чертами. Скажем, квадратные зеленые инопланетяне, передвигавшиеся скачками, считались скрытными, любопытными, аккуратными, высокомерными, серьезными и нервными. (По-моему, им очень подходит!)
В эксперименте участвовали 168 студентов Абердинского университета, сформировавших ряд цепочек, по которым информациях о пришельцах передавалась от «поколения» к «поколению».
«На первом — обучающем — этапе первому участнику в цепочке показывали 13 из 27 инопланетян и просили запомнить их свойства, — пишут исследователи. — Далее, на тестовом этапе, участникам показывали 27 пришельцев — включая и тех, с которыми они сталкивались раньше, и всех оставшихся — и просили указать свойства каждого из них.
«Свойства, выбранные участником, использовались как учебный материал для следующего звена в цепочке» и процесс повторялся. Длина каждой цепочки составляла семь «поколений».
В результате получалось нечто вроде игры в «испорченный телефон», в ходе которой изначальная информация искажалась — но очень специфическим образом.
«Через несколько поколений устанавливались четкие закономерности», — утверждают Мартин и его коллеги. Некоторые пришельцы начинали «прочно ассоциироваться с определенными чертами». Скажем, «к концу одной из цепочек синие инопланетяне воспринимались, преимущественно, как “чувствительные” и “удачливые”, а зеленые — как “вульгарные”».
Почему так вышло? «С самого первого “поколения” участники переоценивали сходство пришельцев, принадлежащих к одной категории. Они были склонны предполагать, что персонажи, обладающие общими внешними чертами должны разделять и личностные свойства, — пишут исследователи. — Эта тенденция в итоге привела к развитию категорийной структуры, в рамках которой определенные свойства стали ассоциироваться с определенными внешними чертами».
По словам ученых, это происходило «непреднамеренно». Просто наш мозг работает таким образом. Мы берем сложные сплетения информации и в процессе обмена тем, что мы выучили, создаем «все более упрощающуюся, четко структурированную и легко запоминаемую систему» стереотипов.
Разумеется, эта модель была разработана шотландцами, а все мы знаем, что они… (выберите свой любимый стереотип).