Недавно во всех новостях говорили о перевозке в Россию тел российских наемников, погибших во время боев на Украине. Этот «груз 200» (так прозвали его журналисты по кодовому обозначению на грузовиках) стал одним из прямых доказательств вмешательства России в конфликт на Востоке Украины. Но несмотря на эти очевидные факты, Владимир Путин продолжает упорно отрицать присутствие российских наемников на украинской территории. Трагедия со сбитым 17 июля рейсом МН17 вновь разожгла полемику вокруг причастности России к этой войне.
Так, можно ли обвинять Россию в том, что она разжигает конфликт на Украине, помогая мятежникам оружием (вроде, по всей видимости, сбившего малазийский лайнер ракетного комплекса «Бук») и наемниками? Стоит ли вообще рассуждать о каких-то «пророссийских сепаратистах», если их лидеры — российские граждане, которые в прошлом работали на Главное разведывательное управление и ФСБ (наследница КГБ)? Это в полной мере относится к прославившемуся министру обороны «Донецкой народной республики» Игорю Стрелкову (настоящая фамилия Гиркин), который оказался бывшим офицером ГРУ, и премьер-министру все той же ДНР Александру Бородаю, занимавшему в прошлом пост заместителя директора ФСБ по информационной политике и спецпроектам.
Журналист «Новой газеты» Павел Лобков сравнил конфликт на Востоке Украины с началом войны в Чечне. Там тогда тоже не было никаких российских военных, только «добровольцы», безработные с сильнейшей мотивацией или бывшие военные, которые отправлялись в бой сразу же после ухода из рядов российской армии. По словам журналиста, тела этих тайных кремлевских солдат хоронили в страшной спешке, а рассказы их семей запретили к публикации в российских СМИ.
Новым фактором в украинском конфликте стало то, что мы живем в эпоху интернета и социальных сетей, которым сегодня отводится существенная роль в распространении информации. Попавших в плен российских наемников фотографируют вместе с подтверждающими их гражданство паспортами, а полученные сведения публикуют в интернете в рекордные сроки. Смерть трудно скрыть, пишет Лобков. Идущие с востока Украины гробы с телами российских граждан представляют собой неопровержимое доказательство вмешательства России в эту войну. По ночам грузовики с холодильными камерами пересекают российско-украинскую границу в направлении Ростова-на-Дону при полном молчании российских СМИ и политиков.
Но зачем переправлять тела именно в Ростов-на-Дону? Этот выбор — отнюдь не случайность. На периферии города находится целый ряд предприятий российского ВПК, военно-воздушная база, военная лаборатория, а также один из самых больших моргов во всей Российской Федерации. Это наследие чеченской войны находится в больнице № 1602 и может вместить порядка 400 тел. Тела всех военных и добровольцев, которые гибнут в неофициальных войнах России, доставляют туда.
Что касается членов семей этих добровольцев, они предоставлены самим себе, российское государство бросило их и даже не сообщает им о гибели близких. Для них единственный способ узнать о смерти мужа, сына или брата — это сайт украинского блогера Дмитрия Бармы, который выкладывает фотографии убитых украинской армией сепаратистов. Как бы то ни было, новых снимков на сайте не появляется уже два месяца. Но даже если родственникам становится известно о гибели близкого, им могут не выдать тело под предлогом военной тайны. Получить останки могут только люди со связями... Хотя даже им не разрешают открыть гроб.
По данным журналистских расследований оппозиционного телеканала «Дождь» и «Новой газеты», набор наемников ведется тайно, но при содействии государственных институтов вроде службы военной разведки: они выходят на контакт с людьми, которые, по их данным, могут согласиться отправиться воевать на Украину. Несмотря на все опровержения этих структур, ветераны войн в Чечне и Грузии подтверждают, что к ним действительно обращались с такими предложениями.
Россия всячески пытается откреститься от своих собственных граждан, которых отправляет на эту необъявленную войну. Будущие ветераны непризнанных боев станут лишь неудобными свидетелями махинаций Кремля. Скончавшаяся 12 июля диссидентка Валерия Новодворская обратилась к донбасским «сепаратистам» с открытым письмом, в котором предупредила их об уготованной ими российскими властями судьбе. «Вы — всего лишь пушечное мясо», — предупреждает их эта правозащитница, которая неизменно боролась против репрессий и тоталитаризма Кремля. Она убеждена, что при первых признаках грядущего поражения Путин без колебаний избавится от ставших обузой наемников.
Прогноз Валерии Новодворской получил подтверждение. Российские пограничники неоднократно открывали огонь по наемникам, которые пытались уйти с украинской территории. А слухи о ликвидации Кремлем предполагаемых виновников катастрофы лайнера Malaysia Airlines активно обсуждались в международной прессе. Как бы то ни было, Россия — не единственный спонсор свирепствующих на востоке Украины сепаратистов. Под подозрение попали украинская Компартия и Партия регионов свергнутого президента Виктора Януковича. Украинские спецслужбы утверждают, что у них есть доказательства передачи луганскими коммунистами оружия пророссийским сепаратистам. Кроме того, глава луганского отделения Компартии Александр Андриянов заявил, что присоединяется к мятежникам «Луганской народной республики».
Стоит отметить, что депутаты от Компартии и Партии регионов были единственными, кто отказался голосовать за проект по укреплению российско-украинской границы. Это уже не говоря о том, что восток Украины уже многие годы представляет собой поле боевых действий в войне мафиозных кланов, которые пытаются воспользоваться ситуацией к собственной выгоде, чтобы сохранить контроль над регионом и устранить соперников, представив их частью «сопутствующего ущерба».