Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Нужно быть готовыми к тому, что Россия усилит давление на Армению

Интервью с директором Центра региональных исследований, политическим аналитиком Ричардом Киракосяном

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Армения всегда ставила  под сомнение российские гарантии безопасности. Не только продажа оружия должна  беспокоить нас.  Большой проблемой  является то, что  Россия ставит под угрозу  независимость и суверенитет  Армении. Армения – не Туркмения, Армения –страна, в которой  находится единственная российская  военная база в регионе, а также Армения является членом ОДКБ. К Армении нужно относиться  с большим уважением.

– Господин Киракосян, на днях американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта Джеймс Уорлик в очередной раз выразил надежду, что президенты Армении и Азербайджана примут предложение Франции о встрече в Париже. Он в частности отметил, что США обеспокоены ростом напряжения на границе Армении и Азербайджана. Почему, на Ваш взгляд, не может состояться встреча, какая сторона препятствует встрече, и почему напряжение на границе возникло именно в этой стадии?
– Как известно, министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян уже встретился в Брюсселе с сопредседателями Минской группы ОБСЕ, подготавливая президентскую встречу, что означает, что со стороны Армении была готовность организации этой президентской встречи. Вызовы в основном идут от Азербайджана, что также сопровождается нагнетанием напряжения со стороны Азербайджана на линии соприкосновения, а также диверсионными вылазками. Я считаю, что встреча Саргсян-Алиев, тем не менее, состоится, не в Париже, и не в ближайшем будущем. По всей вероятности, они встретятся в сентябре в Нью-Йорке, в ходе сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
 
Однако есть вызов, который может идти из России, связанный с последними заявлениями Уорлика. В посткрымской ситуации самым интересным вопросом является следующий: останется ли Россия сопредседателем Минской группы ОБСЕ, чтобы продолжать работать с остальными двумя сопредседателями. То, что мы видим на армяно-азербайджанской линии соприкосновения, является удручающей тенденцией, и, тем не менее, это не новость. После визита в Баку я считаю, что азербайджанская сторона сейчас держится чрезвычайно самоуверенно. После российско-азербайджанской сделки по продаже оружия в Азербайджане сформировалось мнение, что в армяно-российских отношениях есть определенные проблемы, это придало Азербайджану еще большую уверенность.
 
– Некоторые пророссийские  силы в Армении заявляют, что  лучше пусть Азербайджану продает  оружие Россия, поскольку это  дает нам предсказуемость. Правильно  ли так думать?
– Я считаю, что подобные  неуместные заявления исходят  не со стороны пророссийских  сил в Армении, а со стороны  пропутинских сил. Есть две причины, которые должны беспокоить Армению. Первая – продажа оружия Азербайджану, будь то со стороны России или Израиля, это удручающее обстоятельство для Армении, поскольку оно нарушает равновесие сил. Второй причиной является то, что первым стратегическим поставщиком оружия в Азербайджан является Россия, а не другая страна. Это действительно поведение не стратегического партнера или союзника.
 
– Послы в Армении  двух стран-сопредседателей Минской  группы ОБСЕ Джон Хефферн (США) и Анри Рено (Франция) прокомментировали сделку по продаже оружия, этому последовало также заявление президента Сержа Саргсяна о том, что «печально, что наш стратегический партнер продает оружие Азербайджану». Какой это мессидж для России?
– Давайте прокомментируем  сначала заявление Сержа Саргсяна. Это в действительности было очень к месту, но запоздало. Для президента, у которого не бывает пресс-конференций, было бы лучше сделать такое заявление в Армении, а не в Южной Америке. Тем не менее, это было очень сильное послание, однако я не уверен, что его учтет Россия. На самом деле в армяно-российских отношениях проблема не в отношениях, а в их характере, неуравновешенности, а также в отсутствии уважения. Это основное обстоятельство, которое обусловливает заявления бывшего и нынешнего послов России в Армении.
 
– Это знак недоверия  к России?
– Это не только указывает  на дефицит доверия в отношении России, но и является нотой протеста. Я более глубоко могу  прокомментировать этот вопрос. Не только продажа оружия должна  беспокоить нас. Еще большей проблемой  является то, что в настоящее  время Россия ставит под угрозу  независимость и суверенитет  Армении. Армения – не Туркмения, Армения – та страна, в которой  находится единственная российская  военная база в регионе, а также Армения является членом ОДКБ. Поэтому, к Армении нужно относиться  с большим уважением.
 
– Мы постоянно  говорим о том, что Россия является  гарантом безопасности Армении, и поэтому, согласно принятому  мнению, Армения присоединяется  к Евразийским проектам, но где  эти гарантии, и как Россия  защищает безопасность Армении? Сохраняется ли устав ОДКБ, и  существующий военно-политический  договор между Арменией и Россией?
– Если честно, следует  отметить, что мы всегда ставили  под сомнение гарантии безопасности, предоставляемые Россией. Российские чиновники постоянно откровенно отмечали, что действия, осуществляемые со стороны ОДКБ, никогда не будут иметь отношения к возможному нападению на Карабах. Существуют две противоречивые проблемы. Первое, если учесть то, что Россия выступает в качестве гаранта безопасности Армении, то почему продает оружие Азербайджану? Второе, почему Россия проявляет неуважительное отношение к Армении? В настоящее время опасность представляет то, что Россия может спровоцировать напряжение в зоне нагорно-карабахского конфликта, и это может привести к тому, что Россия захочет разместить миротворческие силы в Карабахе. Это будет неприемлемо, как для Армении, так и для Карабаха.
 
– Что может  сделать Запад, чтобы предотвратить  такое развитие событий?
– Перед этим вопросом  нужно спросить, что может сделать  Армения? Как для человека, который переехал из диаспоры в Армению, мне интересно, что армянский национализм очень ослаблен. Меня особенно беспокоит то обстоятельство, что правительство Армении очень слабо реагирует на неуважительное отношение к Армении. Последнее событие – арест в России (известного предпринимателя Левона Айрапетяна), был оскорблением не только в отношении Армении, но и Нагорно-Карабахской Республики.
 
– То есть, России  необходимо изменение статус-кво  для размещения миротворческой  миссии?
– Удручающим является  особенно то обстоятельство, что  в посткрымский период, возможно, Россия обратится к еще большим рискам на Южном Кавказе. На фоне этих событий, возможно, что Путин предпримет более решительные шаги в вопросе Карабахского конфликта, потому что, в отличие от Южной Осетии, или Абхазии, где РФ укрепляла свое влияние посредством российских паспортов и миротворческих сил, в Нагорном Карабахе нет всего этого. Это вызов также и для ЕС, если учесть, что между странами ЕС есть разногласия. Наконец, это также доказывает исторический факт, когда Армения доверяла обещаниям Запада или России, всегда имела большие потери. В то же время, следует отметить, что победа в Нагорном Карабахе была не благодаря России, а вопреки ей. В настоящее время мы нуждаемся в самодостаточности, чтобы самим обеспечить свою безопасность. Только после этого мы сможем более адекватно реагировать на внешние давления как со стороны России, так и Запада.
 
– Поскольку мы  говорили о единодушии Запада, то интересно, что после крушения малазийского самолета в воздушном пространстве Украины, кажется, возникла поворотная ситуация, западные лидеры, по сути, проявили единодушие, их риторика изменилась, стала более резкой, но опять нет шагов, накануне Кэтрин Эштон заявила, что третий пакет этих санкций пока не будет введен (интервью было взято до введения США и ЕС третьего пакета санкций в отношении России, – ред,). К чему готов Запад сегодня, после всего этого?
– Нынешний политический  курс Запада продуман довольно  хорошо. Следует отметить, что крушение гражданского самолета привело к согласованности мнений в ЕС, но нынешняя политика направлена на то, чтобы не изолировать Путина, не оставив ему альтернативы. Если ЕС или Запад используют все имеющиеся силы, то никаких рычагов давления не останется на будущее. Давайте честно признаем, что Россия является важной страной не только для Армении, но и всего мира. Есть еще одно обстоятельство, которое важно особенно для Армении. Президент РФ Путин предпринимает шаги, руководствуясь сознанием того, что это хорошо для российского народа. Я не согласен с тем, что Россия когда-либо предпримет шаги, которые будут выгодны для Армении. Президент РФ Путин несет ответственность за Россию, и российский народ, это означает, что его шаги могут быть не выгодны для Армении. Наивно будет полагать, что шаги Путина должны быть общественно-полезными для Армении. Правительство Армении должно научиться защищать себя, а также говорить «нет» некоторым предложениям РФ.
 
– Как может  Армения избежать давления, когда вы сами отмечаете, что отныне РФ будет больше нуждаться в Армении?
– Есть два примера, которые  доказывают, что, когда Армения выступает  с сильных позиций, то РФ проявляет  больше уважения. Первое, Армения  не признала ни Южную Осетию, ни Абхазию. Второе, это углубление  сотрудничества с НАТО, и миротворческие  силы Армении. Это очень важные  достижения для Армении, которые  никогда не ставились под сомнения  со стороны России. Однако в  действительности мы нуждаемся  и в других примерах.
 
– Как отныне  будет действовать Россия на Украине, отступит, или попытается добиться определенных успехов на Южном Кавказе, или постсоветском пространстве? Некоторые российские эксперты в беседе с нами высказали мнение, что неудачу на Украине Россия попытается компенсировать, продвигая проекты Евразийской интеграции, и добиваясь успехов здесь и на постсоветском пространстве.
– В настоящее время  мы становимся свидетелями опасной  тенденции. Несколько дней назад  Москва наложила новое торговое  эмбарго на Молдавию. Мы должны ожидать, что Россия сосредоточит большие силы на другие страны региона, и, к сожалению, РФ рассматривает Армению с других позиций. Давление и применение силы в отношении Армении все более увеличится. Мы видим, что идеи Евразийского союза и Таможенного союза уже проваливаются, без участия Украины они менее привлекательны. Неожиданное сопротивление, проявленное со стороны Казахстана и Белоруссии относительно членства Армении, позволяет считать, что Армения вряд ли присоединится к этим проектам. Есть две причины, которые наводят на мысль, что Армения вряд ли когда-нибудь присоединится к Евразийскому экономическому союзу. Идея присоединения к ЕАЭС исходила от Саргсяна и Путина, а со стороны Казахстана, а также Белоруссии эта идея не была воспринята, и это обусловлено следующим беспокойством: почему именно Армения должна удостоиться привилегированного отношения? Второй причиной является то, что в настоящее время Россия не выражает готовности применить политический капитал для присоединения Армении к ЕАЭС. В целом, можем сказать, что идея ЕАЭС сама по себе не новая, это не первый, и не второй раз, когда РФ разрабатывает такие проекты. Я считаю, что это в очередной раз провалится. Поскольку в отличие от ЕС, основой которого является привлекательность, здесь основой членства является давление. Для Армении членство в этих проектах в экономическом плане станет регрессом.
 
– Касаясь информации, которую Вы сообщили, что президенты, возможно, встретятся в Нью-Йорке, у Вас нет опасений насчет  того, что Россия, оказывая давление  на Армению, попытается провалить  западную инициативу относительно  этой встречи?
– На самом деле, нет, Минская  группа пытается стать посредником, но стороны отдаляются друг  от друга, кроме того, отсутствует  политическая воля. После моего  последнего визита в Баку я  понял, что основной проблемой  является дипломатическая стратегия  Азербайджана. Дипломатическая стратегия  Азербайджана не дипломатическая, и не стратегия, скорее это  максималистский подход, они хотят  все, и даже больше. Если честно, то у Армении нет партнеров  в этом процессе мирного урегулирования.
 
– В заключение, перейдем к армяно-грузинским  отношениям. Несколько дней назад  произошел инцидент бытового  характера в армянской церкви  в Тбилиси. Армянская Епархия  в Грузии, комментируя инцидент, придала этому политический оттенок. Возможно ли то, что подобные  инциденты могут быть использованы  для создания нового очага  напряжения в Джавахке?
– Давайте надеяться, что  это станет первым и последним  случаем. К счастью, и в Ереване, и в Тбилиси пока осознают  важность сохранения двусторонних  и сильных отношений. Опасность  исходит из третьей страны, которая  хочет создать напряжение между  Грузией и Арменией. Это произошло  сейчас по той причине, что  со стороны третьей страны  подписание Ассоциативного соглашения  с ЕС рассматривается, как еще один стимул для дестабилизации в регионе. Армения и Грузия должны быть благоразумными, чтобы могли обойти любую провокацию со стороны третьей страны.
 
– На Ваш взгляд, в этом случае, удалось сделать  это?
– В действительности, в  отношениях есть успех. Это можно  увидеть по двум встречам, которые  состоялись между президентами  Грузии и Армении, и между министрами  иностранных дел Армении и  Грузии. Следует также отметить, что Армения совершила большую  ошибку. Назначение последнего посла  Армении в Грузии (им стал прославленный армянский штангист, Олимпийский чемпион Юрий Варданян, – прим. ред.) было ошибкой. Назначение слабого и непрофессионального посла может рассматриваться со стороны Грузии как оскорбление.