Анархические образцы поведения, которые, возникая, сопровождаются религиозной риторикой и приобретают настолько странные формы, что, на самом деле, их становится невозможно совместить с какой бы то ни было религией, мы наблюдаем в полном смятении и отчаянии.
Тех, по вине кого наш регион начинает напоминать арену цирка, я назвал бы «религиозными дадаистами». Хотя всем нам хорошо известно, что представляет собой дадаизм, я все же хотел бы снова остановиться на этом понятии. Возникнув как реакция на жестокие разрушения Первой мировой войны, дадаистское движение выступало против существующих систем, порядка и стремилось сломать действующие структуры на уровне культуры. Создавая сбивающие с толку, привлекающие внимание и даже вызывающие отвращение произведения искусства и массовой культуры, они преследовали цель — потрясти людей и представить альтернативную структуру.
Сегодня мы видим, что в регионе, где находится и Турция, масса религиозных движений, зарождаясь, апеллирует к тому, что и должно лежать в основе любой религии, то есть к спокойствию, братству, взаимопомощи, а затем начинает тяготеть к разрушению доминирующего порядка, считая его несправедливым и отвратительным. Однако, делая это, они нисколько не пытаются опираться на мир, свободу, спокойствие, представлять какую-либо либерально-религиозную альтернативу и служить примером для человечества. Вместо этого, как и дадаисты, они стремятся нас поразить, добиться реакции, затронуть за живое и достичь своей цели — обеспечить перемены.
Сунниты и алавиты, которые в своих выступлениях всегда обращаются к понятиям братства и мира, сегодня беспощадно воюют друг с другом. Со словами «Аллах акбар» они палят из смертоносного оружия, появляясь на экранах наших телевизоров, словно демонстрируя дадаистский перформанс.
Точно так же в стремлении к тому, чтобы все содеянное получило максимальный отклик, группировка «Боко Харам» похитила юных девушек, а затем выставила их на всеобщее обозрение, насильно облачив в мусульманские одежды. Представ на телеэкранах смеющимся и танцующим, лидер организации изобразил настоящий перформанс дадаистов.
Утверждая, что все делается во имя ислама (будто ислам и вовсе не имеет никакого отношения к мирному порядку), эти люди не изменяли своей анархической манере и продолжали совершать то, что больше всего заставляет человека реагировать и испытывать наибольшее беспокойство.
Конечно, трудно было представить, что ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванта») уступит «Боко Харам» в исламском дадаизме. И, в самом деле, действуя еще более странным образом в стремлении нас ошеломить, ИГИЛ вдруг объявила, что все женщины в Ираке будут подвергнуты обрезанию. И, пока цивилизованный мир обсуждает вопрос о запрете женского обрезания, называя этот обряд «варварством», некая действующая во имя ислама организация делает такое обескураживающие заявление. Ничего не скажешь, абсолютно дадаистская позиция.
В тот момент, когда дадаистские манеры словно пламя распространялись внутри исламского мира, к ним в придачу вдруг возникли дадаистские замашки евреев. В Газе Израиль ведет себя так, будто желает устроить масштабное дадаистское шоу и, как истинный последователь дадаизма, вызвать у нас отвращение. Они наносят удары по школам, больницам, прекрасно осознавая тот факт, что все это непременно вызовет бурную общественную реакцию.
Чтобы остановить это дадаистское сумасшествие, происходящее сегодня внутри исламского мира и региона, нужно было только одно — исламское общество, которое может быть либеральным, демократическим и секулярным. И сейчас эта потребность еще выше, чем всегда. Формирование такого общества сегодня — это то, что нужно всему миру.
Турция, которая совсем недавно, в первые годы правления Партии справедливости и развития, с одной стороны, стала повышать коэффициент религионизации, с другой — работать над членством в ЕС, словно пытаясь создать синтез между двумя этими курсами, встала на путь создания вышеупомянутого общества.
Турция весьма продвинулась по этому пути, и если бы ей удалось пройти его до конца, она действительно стала бы одной из ведущих стран мира, а лидер этой страны — одним из глобальных лидеров. Но вдруг началось дадаистское безумие. Первоначальные идеалы были забыты, религионизация изменила свой характер, и Турция стала уподобляться другим странам в регионе. Причем для нее это стало своего рода дадаистским перформансом самоубийства.
Чтобы понять, насколько Турция капитулировала перед дадаистским помешательством, охватившим наш регион, достаточно взглянуть на первые полосы газет. На самом деле, когда я еще полагал, что Турция могла бы стать абсолютно новой мусульманской моделью, и между западной демократией и мусульманством можно было бы создать некий синтез, произошло событие, которое нанесло последний удар. Как и дадаисты, желающие точно тортом запустить своими произведениями нам в лицо, Турция подобно «Боко Харам» и ИГИЛ будто сказала: «Я тоже в этой дадаистской гонке».
Сам факт возникновения дискуссии о введении запрета на громкий женский смех в общественных местах в Турции свидетельствует о том, что Турция желает собственными руками уничтожить пока еще имеющийся у нее шанс стать другой, великой, и превращает меня в абсолютного «бунтаря-дадаиста». Но моя позиция — это, скорее, позиция «деистического дадаиста».