После аннексии полуострова стало меньше возможностей добраться до Крыма, который российские власти преподнесли гражданам как доступный курорт. В распоряжении россиян до сих пор были только автомобильная переправа через Керченский пролив и открытые в начале июня авиарейсы лоукостера «Добролет», дочерней компании «Аэрофлота». Но «Добролет» попал под европейские санкции, и теперь его положение не назовешь стабильным. Однако вовсе не Крым стал главным событием на российском туристическом рынке в 2014 году. Банкротство нескольких турфирм в разгар сезона дало повод говорить о влиянии политических решений на отдых россиян.
После аннексии Крыма перспективы полуострова как туристического направления для россиян оказались под вопросом по политическим и по логистическим причинам — транзит через территорию Украины для России закрыт. В начале сезона туристический выход к Черному морю взялся расширить «Аэрофлот», направив в облет Украины до Симферополя самолеты дочерней компании «Добролет». Эта авиакомпания попала в очередной санкционный список ЕС и теперь не сможет летать над странами Евросоюза, но, по информации от руководства «Добролета», такие маршруты и не планировались. Поезд Москва–Симферополь с 1 августа пойдет в Крым не через территорию Украины, а посредством паромной переправы через Керченский пролив. В этом же направлении сегодня устремляются и автомобильные путешественники.
Сейчас автомобилистам придется выстоять пробку более чем в две с половиной тысячи машин, скопившихся в порту «Кавказ» в ожидании переправы через Керченский пролив, прежде чем они попадут на Крымский полуостров, сообщает «Единая Транспортная Дирекция», которая занимается водной перевозкой. Генеральный директор национального туроператора «Алеан» и руководитель комитета по внутреннему туризму Ассоциации туроператоров России Илья Уманский так описывает транспортную ситуацию на пути в Крым:
— Люди, которые едут на собственных автомобилях, сталкиваются со сложностями на Керченской переправе. Многие, кто провел сутки–двое, а то и больше, в автомобиле, добираясь до места отдыха, не хотят стоять в многочасовой пробке, они разворачиваются и едут на более близкие курорты Краснодарского края. Авиационное сообщение просто неспособно дать необходимый объем, чтобы загрузить Крым. Кроме того, подавляющее большинство отдыхающих в Крыму были гражданами Украины, в этом году их практически нет. Поэтому сейчас, по данным туроператоров, загрузка крымских здравниц не превышает 50%.
Сезон 2014 года запомнится тысячам российских туристов не поездкой в Крым, а сорванной поездкой за границу из-за банкротства туроператора. В июле объявили о приостановке работы турфирмы «Роза ветров Мир» и «Экспо-Тур». Двумя неделями раньше прекратила обслуживать клиентов фирма «Нева» — один из старейших туроператоров России. Приостановив работу 16 июля 2014 года, «Нева» лишила отпуска более 17 тысяч человек. Примерно 6,5 тысяч их клиентов находились за рубежом, ожидая возвращения домой. Страховая компания «Восхождение», гарантировавшая ответственность турфирмы, но уклонявшаяся до последнего момента от своих обязательств, 21 июля согласилась открыть дополнительный офис в Санкт-Петербурге для выплаты компенсаций клиентам «Невы». Но в конце июля стало известно, что страховых выплат на всех пострадавших туристов не хватит, плюс к этому Центробанк лишил «Восхождение» лицензии.
Содействие «Неве» с возвращением туристов из-за рубежа оказывает ассоциация «Турпомощь». Члены наблюдательного совета по ситуации, связанной с прекращением деятельности фирмы «Нева», приняли решение оплатить затраты по вывозу туристов из стран временного пребывания. По словам заместителя директора ассоциации «Турпомощь» Александра Осауленко, средств для вывоза туристов достаточно:
— Все идет в штатном, организованном режиме. На сегодняшний день большая часть туристов компании «Нева» уже вывезена на территорию России. Я думаю, что те туристы, которые просят эвакуации, также будут вывезены. Отдых части туристов оплачен до конца их пребывания. В случае необходимости их дальнейшей эвакуации, например, при неоплате их билетов, мы готовы ее осуществить.
Одной из причин, вызвавших проблемы в турбизнесе и банкротство «Невы», по мнению руководителя фирмы Сергея Тимралиева, стал рост самостоятельного туризма. Все больше россиян сегодня перестают доверять организацию своего путешествия туроператорам или каким-либо сторонним ведомствам, подтверждает генеральный директор туроператора «Алеан» и руководитель комитета по внутреннему туризму ассоциации туроператоров России Илья Уманский:
— Безусловно, с появлением интернета многие вещи стали доступны без посредника. Многие товары мы приобретаем через интернет-магазины, билеты заказываем на сайтах авиакомпаний и начинаем бронировать отели, не используя услуги туристических компаний. Количество желающих организовать путешествие самостоятельно в последние годы неуклонно растет. Но при этом мы понимаем, что есть так называемые «туроператорские» массовые направления, по которым стоимость отдыха через турфирму в любом случае ниже, чем приобретение подобной же путевки напрямую в отеле. Это связано со специальными условиями, которые туроператоры получают в отелях и авиакомпаниях (те же чартеры). Есть несколько направлений, на которых приобретение пакетного тура выгоднее, чем самостоятельное бронирование. И всегда остается значительная часть потребителей, которая предпочитает покупать что-либо у человека. Это распространяется не только на туристические услуги, но и на любые другие продукты и товары. Я думаю, что онлайн-бронирование все равно не сможет занять 100% рынка, всегда будут существовать туристические компании, которые будут предлагать свой сервис, и они будут востребованы.
Илья Уманский полагает, что самостоятельный туризм, конечно, значительно влияет на туриндустрию в целом. Турфирмы всегда должны оценивать тенденции, перестраивать свою работу, формируя предложения, которые для клиентов выгоднее, нежели услуги, доступные туристам напрямую.
Директор «Невы» Сергей Тимралиев, объясняя причины ее банкротства, утверждает, что одним из главных разрушительных факторов в ситуации с его фирмой стал запрет выезда за рубеж для сотрудников МВД и добровольно-принудительная переориентировка силовиков на отечественный отдых, например на Крым. Как выяснилось, именно сотрудники правоохранительных органов составляли значительную долю клиентской базы «Невы». Илья Уманский согласен, что политическое решение могло сказаться и на бизнесе конкретной компании:
— Безусловно, рекомендация силовикам не выезжать за рубеж работает против туристического бизнеса. Мы это ощущаем. Конечно, данная категория туристов выбирает различные места отдыха внутри страны, и это не только Крым. Проблемы Крыма не связаны с отсутствием желающих туда поехать. По статистике ВЦИОМ, количество желающих провести свой отпуск в Крыму увеличилось почти в пять раз с прошлого года, но количество людей, которые могут туда добраться, не настолько велико. Ключевая проблема загрузки Крыма — транспортный вопрос. В этом сезоне ситуацию исправить не удалось, несмотря на ее обсуждение на разных уровнях.
По результатам исследований социологов «Левада-центра», поток российских туристов в Крым с прошлого года увеличился в два раза — с 2 до 4% от общего числа выезжающих на отдых. В абсолютных величинах это сопоставимо с количеством тех, кто отправляется на отдых в Египет. А эта страна до сих пор остается самым дешевым для россиян вариантом приморского отдыха, рассказывает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе:
— Египет — это традиционный бюджетный отдых, традиционно низкая цена. На египетском направлении демпинга почти нет, поэтому дальше падать некуда. Если мы смотрим конъюнктуру конкретной даты заездов в зависимости от спроса, конкуренции, то ниже, чем Египет, могут стоить летом Греция, Кипр, Хорватия, Болгария. Если мы берем среднестатистическую цену, то дешевле Египта ничего нет.
В Египет к тому же сейчас по-прежнему легче уехать, чем в Крым и во многие другие страны. Россия сейчас переживает тяжелые времена — заключает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе:
— Во-первых, сейчас происходит отток от визовых стран, потому что туристов пугает слово «санкции». После многочисленных заявлений консульств ряда стран о том, что эти санкции имеют отношение только к очень узкому кругу лиц, этот поток стал восстанавливаться. Все это происходит очень медленными темпами. Еще одной причиной является рост цены евро. Поэтому люди сейчас предпочитают направления, где цены выражаются в долларах. Мы наблюдаем снижение спроса на большинстве популярных летних направлений. Все это в целом дает довольно сложную картину происходящего на рынке. Это один из самых тяжелых сезонов, которые были у нас с 2008 года.
Крымский вопрос испортил не только картину в российском турбизнесе, но и отношение к российским туристам. Нашумевшее сообщение о массовой драке на турецком курорте Кемер между россиянами и украинцами оказалось спекуляцией. Но конфликты и стычки с россиянами на почве политики их страны участились, о чем часто говорят в соцсетях. С гостеприимством в отношении россиян тоже вероятны проблемы.
Международные социологические исследования показывают, что в популярной у россиян Турции лишь 18% местного населения благоприятно относятся к россиянам, в Египте на 6% больше. В организованном туризме это заметить трудно, говорят специалисты. На вопрос, стоит ли опасаться на отдыхе российским путешественникам, а также влияет ли политический аспект на туризм, ответил Илья Уманский:
— Я не думаю, что туристам стоит беспокоиться о месте своего отдыха. Все-таки надо понимать, что туристический бизнес глобален, и люди, занятые в этом бизнесе, заинтересованы в туристе, это — их кормилец, тот человек, который приносит им доход. Поэтому принимающие компании, отели и предприниматели, работающие в этой среде, не обращают внимания на острую политическую ситуацию. Не думаю, что это каким-то образом влияет на желание видеть российского туриста у себя в гостях. Я считаю, что какой-то принципиально новой опасности не появилось. Думаю, нельзя говорить о небезопасности отдыха за рубежом.