Капитан Ходжатолла Фулад, опытный пилот одной из иранских авиакомпаний, дал комментарий корреспонденту газеты Iran в связи с последними катастрофами алжирского и малазийского самолетов и заявил следующее: «Обычно перед полетом экипажу предоставляются метеорологическая сводка. При неблагоприятных погодных условиях разрешение на полет не дается. Поэтому если самолет взлетает, значит, погодные условия в норме. Однако в некоторых случаях наблюдается фактическое отличие в разнице температур и атмосферных условиях регионов, через которые пролегает маршрут, от того, что содержится в сводках. Конечно, в таком случае авиадиспетчерская служба сообщает об этом, хотя и существует вероятность того, что во время полета может неожиданно возникнуть нештатная погодная ситуация. Тогда командир корабля должен принять верное решение, увеличив или уменьшив высоту полета, чтобы миновать непредвиденный эпицентр атмосферной угрозы. Разумеется, в подобной ситуации пилоты проводят некоторые расчеты. С увеличением высоты на каждую тысячу футов температура воздуха снижается на два градуса. Например, на высоте 30 тысяч футов (9144 метра) температура в атмосфере на 60 градусов меньше, чем на земле. Обычно самолетам разрешается летать на высоте до 45 тысяч футов (13716 метров). Чем прохладнее воздух, тем благоприятнее условия для самолета. К тому же, сокращается потребление топлива. Алжирский самолет оказался в неблагоприятных погодных условиях и пилот не смог с ними справиться. В некоторых случаях экипажу приходится сталкиваться с крайне трудными погодными условиями. Так, можно повстречаться кумулонимбусами (кучево-дождевыми облаками), хотя, конечно, редко бывает, что погодные условия по маршруту следования не уточняются. Однако и эту возможность нельзя исключать».
«Падение малайзийского самолета с 295 пассажирами на борту, — продолжает летчик, — в результате попадания ракеты на территории Украины — это очень трагическое происшествие. В самолет Boeing-777 малайзийских авиалиний попала ракета земля–воздух в 70 километрах от Донецка. По имеющимся сообщениям, лайнер стал жертвой атаки со стороны России, однако подлинность этой информации еще не подтверждена. Самолет летел по маршруту Амстердам – Куала-Лумпур. Конечно, районы боевых действий всегда представляют угрозу для гражданской авиации. Еще до этого инцидента с падением малазийского Boeing маршруты полетов через Иран были под запретом. Это привело к тому, что пилотам приходилось совершать более продолжительные полеты. На мой взгляд, если бы до этого удалось снять санкции на полеты через Иран, возможно, этой трагедии удалось бы избежать. После инцидента воздушный коридор для полетов через Исламскую Республику все-таки открыли. Однако отмена санкции на полеты через воздушное пространство Ирана больше была нужна Европе и Азии. Протяженность маршрутов и затрачиваемое на них время сократились, поэтому снизилось и количество потребляемого топлива. Конечно, отмена эмбарго на полеты в воздушном пространстве Ирана выгодна для властей Исламской Республики, но европейские и другие страны сами пострадали от санкций, введенных в авиационной сфере».
Сам Ходжатолла Фулад некоторое время тому назад, выполняя рейс Ясудж–Тегеран, столкнулся с проблемой отказа правого двигателя. Тогда опытному летчику удалось посадить самолет и спасти 60 человек, летевших на его борту. «Районы, где идут боевые действия, — продолжает он, — всегда опасны, однако на них не налагается запрета для полетов. Например, до сих пор мы выполняем много рейсов в Ирак и Сирию. Разумеется, риск существует каждую минуту. Возможно, по причине безопасности недавно пришлось сократить количество таких вылетов. Как правило, полеты осуществляются через воздушное пространство Турции, однако Иран ввиду своего стратегического положения в районе между Азией и Европой является лучшим коридором с экономической точки зрения, поскольку перелет через нашу страну сокращает время в полете и расходы на топливо».
* * *
Пока капитан экипажа самолета не объявляет о взлете воздушного судна, возможно, пассажиры сохраняют хладнокровие, однако после этого волнение и тревога начинают проявляться на лицах каждого, кто находится в салоне, и даже видно, как люди судорожно сжимают пальцами подлокотники своих кресел. Это вполне естественная реакция на полет в небе, даже если вы привыкли к полетам на самолете. Будьте уверены, что волнуются даже пилоты и бортпроводники, они всего лишь научились контролировать свои эмоции! Этот стресс продолжается вплоть до конца полета, будь он короткий или длинный, и усиливается еще больше, если на маршруте следования попадается воздушная яма.
Все знают, что страх в подобных ситуациях — обычное явление, однако череда авиакатастроф и многочисленные человеческие жертвы, связанные с ними, заставляют в последнее время сильно сомневаться в безопасности этого вида транспорта. Так, например, один голландский пассажир, перед тем как сесть в лайнер малайзийских авиалиний, сфотографировал Boeing и разместил его изображение на своей странице в Facebook с надписью: «Если мы потеряемся, то наш самолет выглядит вот так!» После поражения малайзийского Boeing ракетой земля–воздух об этой записи узнали во всем мире. Сарказм голландца, оказавшийся пророческим, происходил от чувства тревоги, вызванной таинственным исчезновением другого лайнера той же авиакомпании несколькими месяцами ранее. Следует признать, что некоторые инциденты просто невозможно предотвратить, однако если в прошлом они происходили исключительно ввиду человеческого фактора, то сейчас причины катастроф сильно изменились, а число погибающих в них людей еще больше. Таким образом, проблема авиационной безопасности является нынче особенно актуальной. С одной стороны, боязнь высоты, а с другой — представляемые средствами массовой информации печальные картины человеческих тел среди обломков самолета заставляют сильно сомневаться в надежности воздушных перелетов. В наши дни люди во всем мире, полагаясь на благоприятные погодные условия и авиационную безопасность, довольно часто пользуются самолетами для своих поездок, однако последние трагические события в индустрии воздушного транспорта наводят на мысль о значительных рисках пользования этим видом перевозок.
Авиакатастрофы
За последние месяцы мир потрясли сразу несколько авиакатастроф. Самым запомнившимся стало таинственное исчезновение лайнера малайзийских авиалиний, выполнявшего рейс MH370. Поиски самолета с 238 пассажирами на борту проводились в воде и на суше, однако до сих пор они не дали никаких результатов.
Крушение другого лайнера рейса MH17 тех же малайзийских авиалиний стало еще одним трагическим инцидентом в сфере воздушного транспорта. Самолет стал жертвой политического противостояния и амбиций Украины и России, и все его ни в чем не повинные пассажиры погибли.
Менее чем через 24 часа в Южной Азии и Африке произошли еще две страшные авиакатастрофы с пассажирскими самолетами Тайваня и Алжира, которые разбились о землю, попав в сильную бурю. В общей сложности, погибли 150 пассажиров. Сообщение об их гибели шокировало всю мировую общественность и ознаменовало собой начало нового траура.
Возможные причины
После крушения самолета или возникновения любой другой нештатной ситуации начинается расследование. Довольно часто специалисты не могут получить черные ящики, на которых содержится информация, помогающая понять обстоятельства катастрофы. Поэтому для объяснения причин крушения выдвигаются различные гипотезы. Например, эксперты задаются вопросами: не было ли это террористической атакой, не стал ли самолет жертвой стихийного бедствия или, быть может, его похитили пришельцы? Все эти гипотезы не раз выдвигались в деле расследования исчезновения малайзийского рейса MH370, однако от всех них пришлось отказаться. По последней информации об обстоятельствах крушения алжирского лайнера известно, что причиной плохой видимости и, как следствие, падения самолета стала песчаная буря в воздушном пространстве Мали.
Однако что же на самом деле угрожает летящему в небе пассажирскому судну? Отвечая на этот вопрос, специалисты указывают на воздушные ямы, бури, грозу, столкновение с другим самолетом, террористическую атаку, захват в заложники и так далее. Существуют и другие причины, способные привести к авиакатастрофе. В связи с этим есть опасения, что сообщения о новых крушениях самолетов с каждым днем заставляет все большее количество пассажиров отказываться от полетов. Страх людей перед катастрофой или любым другим инцидентом в воздухе может негативно сказаться на развитии авиационной промышленности в будущем.
Как не бояться во время полета
Во время пребывания на борту самолета большинство пассажиров допускают возможность его падения. Особенно их страхи увеличиваются в момент попадания лайнера в воздушные ямы. Поэтому, совершая воздушный перелет, каждый человек должен быть уверен в профессионализме управляющих самолетом летчиков и всего экипажа. Еще одним действенным способом для пассажиров является самообладание и сохранение спокойствия во время полета.
Один из специалистов, занимающихся обеспечением благоприятного психологического состояния во время полета, утверждает: «Разного рода происшествия, такие как падение самолета, вызывают у людей страх пребывания на борту воздушного судна, однако это чувство сохраняется недолго, поскольку со временем о несчастном инциденте забывают. По данным Международной организации гражданской авиации (ICAO) за 2013 год, количество человеческих жертв из-за авиакатастроф значительно сократилось, хотя происшествия в нынешнем году могут негативным образом повлиять на данную статистику». Хосейн Эбрахими-Могаддам, психолог, исследующий страх перед полетами на самолете, продолжает: «С рождения люди естественным образом боятся трех вещей: громкого и неожиданного звука, резких толчков и того, что их уронят. Все эти страхи человек испытывает в разные периоды своей жизни. На самом деле эти страхи могут уходить корнями в подсознание каждого индивида. Другими словами, эти страхи, возможно, испытывали еще наши предки, жившие в каменном веке, когда падение с какой-то высоты означало неминуемую гибель, а страшный звук катящегося с горы камня говорил о необходимости немедленно искать укрытия, чтобы сохранить себе жизнь и здоровье. Замечено, что в такой ситуации в руки и ноги человека поступает большое количество крови, чтобы, видимо, дать ему возможность поскорей, буквально, убежать и спастись от угрозы. С научной точки зрения, в момент интенсивного прилива крови в конечности человеческого тела, кровяное давление на мозг снижается, а с ним и способность мыслить логически, поэтому, возможно, что из-за этого страх становится еще больше. Другим случаем является некое стрессовое расстройство под названием «фобия» или «патологический страх», одним из которых и считается самолетофобия. В этой ситуации человек испытывает хронический либо весьма острый страх перед полетами. Самолетофобия отличается от обычного страха, который представляет собой естественную реакцию на какую-либо угрозу. Однако самолетофобия — это сильный страх ввиду пребывания в зоне опасности. Кроме того, получая много информации, люди расширяют свои представления об окружающем их мире. Разумеется, когда мы слышим об авиакатастрофах, их частой повторяемости и технических недостатках самолетов, наш страх перед полетами увеличивается. Все же со временем мы забываем о страхе».
Будут ли люди опять путешествовать на самолетах?
Действия пилотов иногда угрожают жизни пассажиров, когда они, часто зная о неблагоприятных погодных условиях, осознанно идут на риск.
К примеру, холодные воздушные ямы являются теми местами, куда никогда не должен заходить пилот пассажирского самолета, потому что в случае попадания машины в ледяные ямы замерзнет она сама вместе с находящимися на борту пассажирами и неизбежно произойдет крушение. Известно о многих случаях, когда пилоты допускали ошибки во время выполнения своих полетов, некоторые из которых приводили к трагическим последствиям. Вместе с тем, необходимо признать, что, несмотря на все инциденты в воздухе и разного рода риски, с которыми ежедневно приходится сталкиваться пассажирским лайнерам, воздушные перевозки являются самым безопасным видом транспорта при дальних путешествиях, потому как статистика погибших и получивших травмы в дорожных и железнодорожных авариях до сих пор остается значительно более высокой.