На дворе 1956 год. Израиль ведет Синайскую кампанию, а также борется с террором, базой которого является сектор Газа. Задолго до появления ООП и ХАМАС фидаины из контролируемой Египтом Газы совершают рейды в ненавистное — задолго до Шестидневной войны и «оккупации» — еврейское государство, убивая мирных граждан. Годом ранее президент Египта Гамаль Абдель Насер недвусмысленно очертил конечные цели террористов: «Египет принял решение направить своих героев, учеников фараона и сынов ислама, на очистку земли Палестины. На границе с Израилем не будет мира, потому что мы требуем мести, а месть — это смерть Израиля».
Вакантное место Насера нынче занимают Иран и Ливан. Газа как была рассадником террора, так и осталась. Однако у той эпохи было принципиальное отличие от нынешней: тон израильских СМИ. На первой странице газеты «Маарив» от 2 ноября 1956 года, сразу после сообщений об успехах ЦАХАЛ, размещен заголовок: «Семь евреев убито в ходе нападения фидаинов». Затем идет лаконичное перечисление имен жертв и их должностей, столь же лаконичное описание теракта, а затем — абзац, который стоит привести целиком: «Наступил судный день для фидаинов. Арабская служба «Голоса Израиля» сегодня утром озвучила угрозу по адресу фидаинов, которая звучала следующим образом: «Жители сектора Газа, сегодня фидаины впервые лицом к лицу встретятся с солдатами Армии обороны Израиля, которая воюет на подступах к Газе. Пришел судный день для фидаинов за все их действия в течение восьми лет».
Обратите внимание — в качестве жертв террора указаны конкретные евреи. Не «люди», и не «израильтяне», как сейчас. Конфликт таким образом обозначен предельно точно: не мифическая Палестина против Израиля, не политика и геополитика, а арабы против евреев. Журналистский самопиар на жертвах не делается, нет описаний безутешных вдов, отсутствуют цитаты из экспертов, призывающих искать решение дипломатическими путями. Зато есть недвусмысленная угроза врагу.
В 2014 году командир бригады «Гивати» Офер Винтер процитировал в одном из обращений к солдатам молитву «Слушай, Израиль: Господь — Бог наш, Господь один». И тут же был одарен ушатами грязи. Журналисты и колумнисты наперебой обвиняли его в религиозном фанатизме, фундаментализме и прочих страшных в век Нового Ближнего Востока грехах.
А теперь перевернем страницу все той же газеты от 1956 года. Там нас ожидает пространная заметка о том, что главный раввин Армии обороны Израиля Шломо Горен, который сопровождал солдат по пути в Синай, освятил захваченную деревню Абу-Агилу, один из форпостов египтян, святостью Страны Израиля. Дословная цитата: «Полковник Горен преследовал абсолютно военные цели, освятив захваченную армией территорию в соответствии с постановлением Рамбама, согласно которому следует освящать любую территорию, захваченную еврейской армией, как сказано в Торе: «Любое место, на которое ступит нога твоя, дал Я тебе».
Рядом опубликовано еще одно сообщение об атаках фидаинов. Описанию диверсионной деятельности уделено ровно одно предложение. Оставшиеся восемь абзацев подробно и красочно описывают героизм тыла, представители которого пустились в погоню за террористами, а также действия израильской авиации в Газе. Это вам не нынешние охи и ахи о погибших тамошних мирных жителях — по данным безбожно врущих арабских источников.
Десятилетие спустя, 3 декабря 1967 года, после того, как отгремела Шестидневная война, «Маарив» сообщает о том, что продолжаются поиски летчика и штурмана, выпрыгнувших из сбитого египтянами израильского военного самолета. В деталях описывается процесс поиска, опровергаются сообщения египетских источников о других сбитых самолетах, делаются предположения о том, что летчики могли быть убиты огнем вражеской артиллерии. В заметке, которая опубликована на второй странице (далеко не на самом видном месте) напрочь отсутствуют имена живых — или мертвых — солдат, пассажи об убитых горем родных и близких, получивших тяжелую весть, и характерные для израильских СМИ в их нынешней реинкарнации скрупулезные подсчеты погибших и пропавших.
Через два дня газета сообщает о взрыве в вагоне поезда, следовавшего из Беэр-Шевы в Кирьят-Гат. Четверо ранены, указываются имена лишь двоих — гражданских лиц, данные солдат не упоминаются вовсе. Последнее предложение: «Вне всякого сомнения, такие [террористические] действия требуют повышенного внимания соответствующих структур, которые должны будут исследовать эту проблему со всех возможных сторон». Сухо, кратко, без эмоций. Есть террор, с ним надо бороться, а не выливать на читателя ведра крови.
«Я больше боюсь трех газет, чем ста штыков», — говорил Наполеон. Убойное действие современных израильских СМИ превосходит весь ракетный арсенал ХАМАС. Таблоиды и ТВ, Одед Бен-Ами и Йонит Леви, Игаль Сарна и Гидеон Леви приучили потребителей продукции масс-медиа к тому, что воевать надо с оглядкой на мировую общественность, что жертвы среди солдат — причина для пересмотра наземной операции, что террор непобедим, и что кишки его жертв надо вываливать на первые страницы газет. Ради рейтинга и последующего продвижения капитулянтских «гуманистических» настроений.
Когда-то в Израиле были другие СМИ. Даже газета «Гаарец», которую с горькой ухмылкой называют единственной либеральной арабской газетой, когда-то безоговорочно поддерживала Армию обороны Израиля. В том Израиле погибали евреи, боролись с врагами, цитировали Тору и были уверены в грядущей победе. Того Израиля больше нет.