Что будет, если Россия решит атаковать страны Североатлантического договора? Вот что волнует Парламентский комитет обороны Палаты общин Великобритании — в то время как на востоке Украины полным ходом идет война между регулярной армией Киева и российскими нерегулярными подразделениями (31 июля было заключено перемирие, временное и очень хрупкое). Одно лишь асимметричное нападение на Крым, проведенное при помощи бойцов в форме без каких-либо отличительных знаков вперемешку с местным народным ополчением и увенчанное псевдо-референдумом (подготовленным едва ли не за две недели и не имеющим никакой юридической силы), позволило России присоединить к себе один из украинских регионов без единого сражения.
Единственное, что смогла сделать в этом случае НАТО, — просто наблюдать за происходящим со стороны, а затем признать свое поражение. Разведывательные службы стран, входящих в альянс, не смогли предвидеть, что Москва поведет себя подобным образом. Россия нарушила международное право, для Европы послевоенной эпохи захват Крыма — событие беспрецедентное, однако до сих пор не последовало никакой реакции со стороны мирового сообщества. Хотя, с другой стороны, кто решился бы объявить войну России, первой ядерной державе мира?
Именно в этом и заключается проблема: Россия быстро реализует свои гегемонистские планы за счет соседей, без объявления войны или введения войск, вынуждая всех остальных просто принять это как данность. В таком случае у других есть всего два варианта дальнейших действий, и оба они проигрышные: принять происходящее как должное или же объявить войну (что тоже недопустимо). Подобная ситуация уже повторилась в Восточной Украине. Целых две области — Донецкая и Луганская — были фактически присоединены к России, причем теми же методами, что и Крым. Начиная с марта и вплоть до сегодняшнего дня регулярная армия Киева вынуждена принимать участие в партизанской войне, рискуя расколоть страну надвое и постоянно опасаясь военного вмешательства со стороны России, стремящейся «защитить мирное население» (то есть русских добровольцев, воюющих на Украине за Москву).
В своем докладе, опубликованном 31 июля, Парламентский комитет Великобритании заявил о том, о чем все и так уже давно знают. Украинский конфликт стал еще одним подтверждением того, что в подготовке НАТО к противостоянию исходящим от России угрозам существуют «серьезные недостатки». Опасность обычной или ядерной атаки невысока, однако риск ассиметричной и нестандартной атаки, успех которой подтвердили события в Крыме, ощущается очень четко, особенно в бывших советских республиках, граничащих с Россией (Эстонии, Латвии и Литве), а также в Польше и Румынии.
Парламентский комитет Великобритании требует немедленного принятия законов для того, чтобы предотвратить эту опасность. Наиболее срочными мерами из них считаются: создание в прибалтийских странах стационарных баз, заранее оснащенных всем необходимым вооружением; включение неклассических операций нерегулярных сил и кибер-терроризма в пятую статью устава альянса («взаимозащита»), усиление подразделения быстрого реагирования, проведение большего количества обучающих занятий, в которых принимали бы участие политические и военные лидеры всех стран-членов.
Как подчеркнули члены парламента Великобритании, самой серьезной проблемой может стать тот факт, что в настоящий момент не найдется места для «единого политического стремления предпринять совместное усилие против атаки». Читай: вполне возможно, что если Россия вторгнется в Латвию или Эстонию и будет использовать те же методы, что и на Украине, то остальные страны, входящие в НАТО — например, Италия, Франция или Греция — будут просто наблюдать за ее действиями со стороны. И какая-то часть их общественного мнения даже будет поддерживать Путина.