Российский кризис оказывает свое воздействие. Во втором квартале немецкая экономика стагнировала. И в 2014 году в целом рост будет ниже, чем прогнозировалось. Грозит ли стране кризис, подобный ситуации 2008 года?
После того, как индекс настроения в деловых кругах Германии IFO три раза подряд показывал существенное снижение, зажегся красный свет для конъюнктуры. Еще в апреле казалось, будто крымский кризис не окажет существенного воздействия на немецкую экономику. Но уже в мае и июне индекс снизился на три четверти пункта, а в июле – на все 1,7 пункта. Это демонстрирует значительные изменения. Насколько легко было оценивать конъюнктуру в оптимистичном ключе, настолько же отрезвляющими являются последние данные опроса.
Сбитый малазийский Boeing, который привел к обострению кризиса и окончательно устранил возражения в отношении требуемых США санкций против России, не был определяющим фактором в опросе. Примерно три четверти ответов, полученных от 7 тысяч опрошенных предпринимателей, давались до катастрофы. Если бы они знали о реакции Запада на катастрофу и о введении санкций, показатели, вероятно, были бы еще хуже.
Немецкая экономика возлагала больше надежд на российский бизнес, чем это показывает статистика. Только 3,3% немецкого экспорта поступило в 2013 году в Россию. Но при этом в ходе отдельных опросов, проведенных IFO в мае и июне среди 2400 промышленных компаний, 47% компаний ответили, что поддерживают экономические отношения с Россией. Около одной пятой респондентов уже тогда отметили, что ощущают ограничения в своем бизнесе.
Кризис особенно сказался на деятельности компаний, которые осуществляли или планировали обширные прямые инвестиции, например Volkswagen и Continental в Калуге, MAG – в Омске, Sсhaeffler Gruppe – в Ульяновске, Edscha – в особой экономической зоне в Тольятти, Bosch – в Энгельсе в Саратовской области. Понятно, что ухудшившийся бизнес-климат связан с украинским кризисом и обострившимися отношениями с Россией.
Строительство и торговля стабильны
Конъюнктурные прогнозы никогда не являлись стопроцентными предсказаниями, это лишь прогнозы, которые могут сбыться при ряде определенных условий. Обострившаяся ситуация вокруг военного конфликта – пример того, когда необходимо менять прогнозы, который были сделаны до эскалации ситуации.
Кризис, по всей видимости, распространяется и на те сферы немецкой экономики, которые напрямую от него не зависят. Так, все крупные экономические отрасли, за исключением сферы услуг, говорят о спаде ожиданий. В дальнейшем ожидается еще большее обострение экономической ситуации.
Необходимо пересмотреть прогноз роста
Экономический подъем, который начался во второй половине года и продлился до зимы, кажется, сменился длительной паузой. Прогноз роста, представленный IFO еще в прошлом месяце, по всей видимости, будет пересмотрен в сторону уменьшения. Конкретные цифры еще неизвестны, поскольку следующий прогноз будет представлен только осенью вместе с докладами исследовательских институтов экономики.
Прогноз о том, что второй квартал 2014 года покажет по сравнению с первым кварталом рост в размере 0,3%, судя по сегодняшней ситуации, не сбудется. Вероятнее нулевой рост. И предположение относительно роста в третьем квартале 2014 года в размере 0,4 придется пересматривать. Это значительно снизит и годовые прогнозы на 2014 и 2015 год.
При всей обеспокоенности нужно также обратить внимание на положительные аспекты конъюнктуры. Во-первых, внутреннюю экономику поддерживает приличный потребительский рост. Во-вторых, сектор услуг очень стабильный. В-третьих, индикатор IFO по сравнению с предыдущими периодами показал только небольшое снижение. То есть нет никакого сходства с кризисным 2008 годом.
Но даже если сравнивать ситуацию со спадом периода с лета 2011 до осени 2012 года, пока что особых параллелей не прослеживается. Несмотря на ухудшение экономического климата, компании настроены преимущественно оптимистично.