Каждый год от 300 до 330 миллионов человек отправляется к религиозным святыням. Тысячи шагают по паломническим маршрутам в разных странах — кто-то из религиозных соображений, кто-то, движимый духовными и культурными ценностями, кто-то просто таким образом открывает мир.
Значение так называемого духовного туризма обсудят в сентябре участники первого Международного конгресса по паломничеству и туризму, одним из организаторов которого стала Всемирная туристическая организация ООН. Конгресс пройдет в испанском городе Сантьяго-де-Компостела — конечном пункте известного паломнического маршрута — Пути св. Иакова, который внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Оказалось, что Елена Вапничная очень близко знакома с двумя девушками, прошедшими этот путь.
«Часто, когда меня спрашивали про Camino и спрашивают до сих пор, что для меня это было, я называю это каким-то эмоциональным внутренним детоксом».
«Мне физически было очень легко. Я с первой минуты полюбила это ощущение: мне нравилось наращивать себе мозоли, мне нравилось, когда у меня болели ноги, мне нравилось, что я чувствовала свое тело».
Летом 2012 года моя племянница Аня и моя дочь Маша пешком прошли за месяц почти 800 км: от французской границы до города Сантьяго-де-Компостела на западе Испании, где находятся мощи апостола Иакова. Каждый год по Camino de Santiago — по Пути св. Иакова, проходят порядка 200 тысяч человек со всего мира.
Маша и Аня узнали об этом паломническом маршруте от друзей — причем, совершенно независимо друг от друга и, не особенно вникая и раздумывая, решили пойти вместе. Но оказалось, что этот поход — гораздо больше, чем интересное приключение или проверка себя на выносливость.
«Ты встречаешь столько людей и ты оказываешься в таких ситуациях, в которых в обычной жизни ты редко оказываешься или не оказываешься, и это дает тебе возможность посмотреть на себя с другой стороны, на то, как ты себя ведешь в определенных ситуациях и просто снять какую-то шелуху обыденного дня. Все, что тебе нужно, это — кровать к концу дня, когда ты приходишь на ночлег, душ, еда — и все, и постирать свои вещи. Это все, что тебе нужно, и больше ничего — из физического, из материального мира. Все остальное время, когда ты идешь, уходит на то, чтобы думать, на то, чтобы созерцать природу».
Да, но природу ты созерцаешь, проходя по 25-30 км в день под палящим солнцем с 10-килограммовым рюкзаком за плечами.
«К физическим трудностям очень быстро привыкаешь — действительно, за неделю-полторы твое тело привыкает к нагрузке, к тому, что нужно все время идти — это удивительно, как быстро ты привыкаешь к этим нагрузкам и ты их уже не замечаешь. Самая сложная порой задача — это идти вперед, двигаться вперед и просто двигать одну ногу за другой — это вот вся твоя цель на сегодняшний день. И иногда это бывало, ну, просто невероятно сложно».
И Аня, и Маша говорят, что, пожалуй, главное, что они открыли для себя на Camino, — это ощущение свободы от суеты, от обыденности.
«Самая главная радость — это когда у тебя есть, с кем поговорить, что поесть, когда есть где поспать и все. И все остальное — это мелочи — очень приятные мелочи, но мелочи, и поэтому, когда есть их недостаток — это неважно. Не надо на них так реагировать. Это самое главное, наверное. И еще — ну вот это чувство свободы — что ты можешь принимать любые решения и делать так, как тебе надо. И мне кажется, это так теряется, когда нужно идти на работу, когда нужно вовремя кому-то позвонить, ответить на е-мейл».
«Действительно, та свобода, которую ты испытываешь — и физическая какая-то свобода — ты очень сильно начинаешь чувствовать свое тело, о чем ты забываешь — о его возможностях, о его функциях каких-то, о его предназначении. Мысль, что ты вот сам прошел страну — 800 км от востока до запада — сам, не используя никаких больше вспомогательных средств, — ну, это такое сильное ощущение».
Я спрашиваю Машу, с чем она пришла в Сантьяго-де-Компостела после месячного путешествия.
«С совершенно новым восприятием жизни — моей жизни. Я поняла, что я поставила крест на своих мечтах. У меня классные друзья, у меня классная семья, я живу в чудесном городе и мне надо наслаждаться этим, но не стремиться что-то делать, вот, правда, было чувство ожидания. И вот на Camino я поняла, что нет, что все еще впереди, что все, что я считала невозможным, совершенно возможно. То есть я просто раскрыла для себя какое-то волшебство в этом мире — что все эти рамки, все эти границы, которые я сама себе поставила, что они не существуют. Я вернулась оттуда с совершенно новым ощущением своих возможностей, возможностей жизни».
А дальше моя целеустремленная дочь, вернувшись к журналистской работе, начала искать новые маршруты. И обнаружила, что в разных странах существуют самые разные паломнические пути. И вот первого июня 2014 года Маша отправилась в кругосветное пешее путешествие. Она начала с Via Francigena — средневекового паломнического пути, ведущего из Кентербери — через Францию, Швейцарию и Италию — в Ватикан: 1700 км в один конец.
«Конечно, это ощущение, когда ты знаешь, что до тебя уже тысячи людей прошли, ты знаешь, что люди, которые прошли по этой дороге, они рисковали всем. Они шли в Рим три месяца и потом они разворачивались и обратно шли домой. То есть у них это паломничество было в два раза длиннее, у них не было такой крутой обуви, как у нас, у них не было банковских карточек, они носили все с собой и, естественно, это была для бандитов такая находка. Они рисковали очень многим, но они шли с каким-то чувством, что им надо это сделать или просить прощения за какой-то поступок. И это очень сильно впечатляет».
Паломнические маршруты пролегают, как правило, по древним местам, богатым историей и культурой. Только на Пути св. Иакова расположены 1800 выдающихся исторических зданий. Знакомство с культурой и историей, безусловно, важная часть таких путешествий, но, пожалуй, еще важнее — знакомства с людьми: такими же паломниками, местными жителями. И везде, за очень редким исключением, наши странницы встречали дружелюбие и готовность помочь.
«Мы проходили небольшой городок, и я пошла за фруктами в какую-то лавку. Там была небольшая очередь — это было уже в Италии — и я взяла, держала в руке огурец, помидоры и одни персик или два персика. И я с этим стояла в очереди. Ждала и я слышу, как продавец и кто-то из очереди переговариваются и говорят Via Francigena, ну то есть, видимо о нас говорят. Я говорю: да-да-да. Мы идем по Via Francigena, и тут продавец выходит из-за прилавка, берет у меня из рук то, что я держу, накладывает в пакет, потом берет все, что он видит и накладывает еще мне в этот пакет: абрикосы, персики. Он нам наложил еды, отдал это все мне и вручает мне чек, там, на один цент, грубо говоря, ну то есть за бесплатно он мне это все отдал».
«Но мне еще интересно — особенно сейчас, на Via Francigena, поскольку это тоже католический путь, как на меня реагируют, потому что я не католик, я даже не христианка и я не прячу это, потому что это как-то бессмысленно. И, в основном, люди, которые работают в церквях, которые мне дают приют, которые меня кормят, они совершенно спокойно на это реагируют, им просто я сама интересна и им неважно, кто я в этом плане».
Однако пару раз Маша сталкивалась с непониманием — причем со стороны таких же паломников, но убежденных католиков.
«Но есть люди, которые осуждают меня. Ну, было чувство, что как бы — это наше, и если ты не наша, то не пользуйся этим».
Но такие встречи только укрепили Машу в том, чтобы не бояться быть самой собой.
«Это мне напоминает также, что этот мир принадлежит нам всем. Вот эта дорога, хоть она и христианская — это дорога, ты просто по ней идешь — через горы, через реки, и я имею право по ней ходить и мне неважно, кто по ней раньше ходил и кто на нее претендует, потому что это… это — Земля».
Я спрашивают своих девочек, порекомендуют ли они другим отправиться в такое путешествие — на тот же Camino?
«Конечно, конечно, если вы сможете найти время и какие-то небольшие средства, это будет то, о чем вы никогда не пожалеете и не забудете».
«Мне кажется, что каждый должен пройти этот путь. Это ощущение, что ты “просыпаешься”. Это откроет возможности, глаза — все! Неважно, кто ты, какая у тебя религия, какие обязательства — это стоит того, это стоит времени, это стоит денег. Для меня это самый главный путь, который я прошла за всю свою жизнь».
Cледить за Машиным путешествием можно на UNLIKELY PILGRIM