— Как вы можете оценить встречу трех президентов в Сочи? Как считаете, сторонам удалось договориться о каких-то моментах урегулирования, вопреки распространенному заявлению?
— Ситуация очень серьезная, фактически на грани взрыва. То, что встреча состоялась, доказывает, что серьезность осознается всеми сторонами конфликта. Думаю, договориться удалось, но не о решении проблемы, а о спаде напряжения. России война за Карабах не нужна — рушится структура Евразийского проекта, а на фоне геополитического конфликта за Украину, конфликт на Южном Кавказе тем более не нужен. Насколько я могу предположить, на переговорах в Сочи Россией были сделаны экономически выгодные предложения, причем, могу предположить, скорее всего, Азербайджану.
— Стоит ли нам ожидать, наконец, реальных шагов армянской стороны на пути возвращения азербайджанских земель в ближайшее время?
— В Армения сейчас, скорее всего, востребован внешний враг для консолидации общества в условиях экономического кризиса, который не перешел пока в кризис политический.
— Какова, по-вашему, будет теперь обстановка на линии фронта?
— Думаю, что ситуация стабилизируется. Могу четко продекларировать, однако, что в мире сейчас есть много геополитических игроков, которые заинтересованы в раскачивании ситуации и провоцировании войны.
Понятное дело, что прямые участники конфликта полны решимости отстоять свои интересы, но вот геополитические игроки, за исключением России, как раз заинтересованы превратить зону Южного Кавказа в еще одну горячую точку на мировой карте. Лучшее доказательство тому — ситуация в Украине. Заметьте, не где-то там в Сирии, Ираке, Ливии, а в еще недавно спокойной и мирной Украине, на юго-востоке которой идет война, грозящая перерасти в мировой конфликт. Все это является следствием мировых экономических проблем, которые, судя по всему, разрешить мирным путем или без катаклизмов, связанных с крушением одного из мировых экономических проектов, нельзя. Украинцы на Майдане протестовали против коррупции и экономического кризиса в стране — в итоге они получили экономическую, гуманитарную и политическую катастрофу.
Я бы в этой ситуации воздержался от силовых методов решения конфликта в Карабахе, потому как сразу появится много заинтересованных сторон, которые будут подливать масла в огонь войны, с целью сделать его вечным, пока он не сожжет все вокруг.
— Сравните, пожалуйста, российско-азербайджанские и российско-армянские отношения?
— Тут главным основанием для сравнения однозначно выступает геополитика. Геополитически для России Армения является форпостом на Южном Кавказе. Деваться Армении некуда — она со всех сторон окружена противниками, поэтому Армения и Россия обречены на сотрудничество. Экономика Армении находится в плачевном состоянии, это определяет и будет определяться тем, что Армения потихоньку превращается в полного сателлита России.
На счет Азербайджана. Тут тоже геополитика. Азербайджан — альтернативный источник энергоресурсов для Европы, и от сотрудничества с ним деваться России некуда. Пока Азербайджан проводит независимую политику, Россия вынуждена будет договариваться. То есть одних вынуждена поддерживать, с другими вынуждена договариваться — вот вам и формат встречи в Сочи, а также причина того, что встреча была оперативно организована с наивысшим приоритетом.
Хочу добавить, что победа в карабахском кризисе, если, конечно, обе стороны в конце концов не придут к договоренностям дипломатически, лежит в экономической плоскости, а не военной. В эпоху мирового кризиса планетой будут править те, кто уцелеет экономически, у остальных просто не будет ресурса что-либо противопоставить — их самих может просто не стать. Экономические проблемы сделают участников любого конфликта сговорчивее.