Американцы и НАТО уже пару недель предупреждают, что россияне под прикрытием гуманитарной помощи хотят разместить на востоке Украины регулярные подразделения своей армии. Запад не перестает предупреждать Путина о последствиях подобной акции. Несмотря на это в пятницу, как сообщалось, российский конвой в сопровождении военных предпринял попытку пересечь границу. Эти действия в последний момент удалось остановить благодаря дипломатическим каналам: в дело вмешался Джон Керри (John Kerry), который переубедил Сергея Лаврова. Хотя американцы обладают спутниковыми снимками, на которых видно, что колонна шла в сторону украинской границы, россияне все отрицают.
Между тем, Россия объявила, что из Москвы отправился очередной конвой с помощью, который в течение двух-трех дней доберется до Украины. Россия уверила, что организовала его в сотрудничестве с Красным Крестом, хотя эта организация ничего об этом не знает. Вновь появилась угроза углубления и без того острого конфликта в Донбассе. Произойдет ли это?
Украинские аналитики ожидают, что нападение на их страну может произойти в середине августа. Они предполагают, что до этого времени украинская армия успеет переломить ситуацию в свою пользу, что стало бы сильным пропагандистским ударом по Путину. Чтобы предотвратить такое развитие событий, он может предпринять рывок и сорвать успех украинцев. Фактически, отчаяние российского лидера может стать важным фактором, который подтолкнет его к развязыванию войны. Пока тему конвоев, которые могли бы стать вступлением к ней, следует трактовать как проверку Запада на решительность.
Путин проводит разведку, чтобы узнать, что он может ожидать в случае вторжения. Он прекрасно знает, что НАТО не пошлет воевать с российским нашествием свои войска, но ожидает еще более суровых санкций в отношении России. Он внимательно прислушивается к тому, что ему угрожает. Кроме того, он осознает, что Запад и, в первую очередь, США могут отправить украинцам военную технику для борьбы с кремлевским наступлением. Сами украинцы тоже наверняка заставили Путина задуматься, объявив, что в случае вторжения его армии на украинскую территорию, они перекроют газопроводы, по которым поставляется газ в значительную часть Европы. Это серьезный аргумент, поскольку основной объем российского газа идет именно через Украину, и даже «Северный поток» или белорусские сети не смогут покрыть дефицит на этом направлении. Финансовые потери будут огромны.
Гуманитарные шаги Путина следует воспринимать также как фактор внутренней политики. Распиаренное в государственных СМИ милосердие России к страдающим украинцам (хотя никто, конечно, не говорит, что страдают они из-за той же России) призвано продемонстрировать добрые намерения Путина, последнего справедливого человека в этом конфликте. Даже если конвой не пересечет границу, Кремль сможет говорить, что он хотел добра, а неблагодарное киевское руководство отвергло помощь, желая уморить голодом своих граждан на востоке страны, которые, о чем постоянно напоминают россияне, массово поддерживают усилия России. На какое-то время это может отвлечь внимание от очередных поражений сепаратистов.
Так что сейчас опасность еще не так велика, однако динамика ситуации и все худший оборот дел для Путина могут в конце концов привести к тому, что он перестанет играть в нюансы. Угроза российского вторжения на Украину в последние дни кажется более реальной, чем когда бы то ни было раньше в ходе развертывания этого конфликта. А Путин, возможно, уже готов многим за него заплатить.