Начнем с вопроса. Возможно ли, как это подозревают правительство Киева, Европейский Союз и НАТО, что в российском гуманитарном конвое, направляющемся в настоящее время к украинской границе, на самом деле спрятано оружие, предназначенное для пророссийских повстанцев, запертых в Донецке и Луганске и из последних сил оказывающих сопротивление наступлению сил Киева? Вряд ли, ведь в этом случае грузовики с запасами для ополченцев пересекли бы украинскую границу в том месте, где ее контролируют сами сепаратисты.
Цель российского конвоя, состоящего из более чем 250-ти грузовиков, наполненных продовольствием и лекарствами, — действительно оказать гуманитарную помощь пострадавшим. Москва хочет помочь мирным жителям Донецка и Луганска, оказавшимся в большой нужде. Те, кому не удалось бежать — а к настоящему моменту 100 тысяч украинцев укрылись в других регионах страны, а еще 170 тысяч нашли убежище в России — живут в чудовищных условиях.
Когда конвой подойдет к границе, предположительно, на таможню в Харьковской области (по крайней мере, так говорят), станет понятно, проследует ли он до пункта назначения, и если да, то как это будет происходить. Под эгидой Красного Креста? На других транспортных средствах после того, как содержимое конвоя проверят украинские таможенники? А если Киев их и вовсе не пропустит?
Ловушка Путина
Пока все остальные пытаются понять, чем это обернется, многие полагают, что решение России отправить на Украину гуманитарный конвой преследует также и определенные политические цели. Пока на Украине бушует кризис, российский президент (на 13 и 14 августа у него запланирован визит в Крым) постоянно повторяет о том, что Украина — это несостоявшееся государство, чьи руководящие круги непропорционально используют силу и даже не могут уберечь собственное население от жестокости конфликта. И конвой лишь подтверждает этот тезис, ведь Москва в прямом смысле собирается взять на себя роль Киева, стараясь максимально облегчить критическую ситуацию, сложившуюся на востоке бывшей советской республики: доставить туда продовольствие, лекарства, средства гигиены.
Но это еще не все. Если гуманитарная колонна и достигнет пункта назначения, вполне возможно, что, пока на два города обрушиваются удары артиллерии Киева, передать содержимое грузовиков людям будет совсем непросто. Необходимо перемирие, которое как раз входит в планы Путина. Если конвой остановят на границе, Россия сможет тут же обвинить Украину в том, что ей нет никакого дела до судьбы собственных граждан. Если, напротив, гуманитарная помощь все же пересечет границу, но война продолжится, то выдвинутые против Украины обвинения станут еще более агрессивными.
Сомнения Киева
Киев оказался в затруднительном положении. С одной стороны, если он не пропустит российские грузовики на территорию Украины, опасаясь повторения истории с троянским конем, что представляется весьма сомнительным, то народ и вовсе перестанет ему доверять. С другой стороны, Киеву нужно как можно скорее разрешить конфликт на востоке страны и закрепить свои позиции на Западе, который поддерживает украинское правительство в политической, экономической и военной сферах с тех самых пор, как, по некоторым данным, в украинскую столицу прибыли американские военные советники.
Вместе с тем, на горизонте маячит совершенно безрадостный для Украины вариант развития событий. Вот еще целый ряд причин для того, чтобы как можно скорее завершить военную кампанию в Восточной Украине.
Возможные сценарии
Переговоры продолжаются. Каким образом свернуть конфликт? Путин мог бы убедить пророссийских повстанцев (которые в течение последних недель несколько сдали позиции) отступить, но взамен еще настойчивее стал бы требовать превращения Украины в федерацию. А это украинскому президенту Порошенко совсем не нравится. Он уже много раз заявлял о том, что согласен на децентрализацию, но не на федерализм, поскольку в таком случае на востоке Европы появилось бы новое государство, сильно зависящее от мнения Москвы.
Еще одной злободневной темой является тема международных отношений Украины. Именно это остается сейчас ключевой проблемой. Киев на всех углах кричит о своем желании присоединиться к НАТО, однако не предпринимает к этому никаких конкретных шагов. Если однажды это желание превратится в нечто более конкретное, потребуются многие годы для того, чтобы вооруженные силы Украины стали обладать необходимыми для вступления в НАТО качествами — конечно, при условии, что Североатлантический альянс действительно во всем этом заинтересован. Киев тем не менее решительно настроен на укрепление своих связей с западным блоком. Он прекрасно знает о том, что нейтралитет, который в итоге вылился бы в покровительство Путина, превратит Украину в контролируемое государство, которое непременно будут шантажировать.
Таково, в общих чертах, положение дел. Остается понять, на что готова пойти Европа. 28 странам нужно сплотиться, если они хотят поддержать Украину, спасти ее экономику, подтолкнуть страну к принятию значительных реформ и убедить ее в необходимости повышения уровня демократии.