Студенты-международники Сибирского федерального института осваивают специальность не только на лекциях и семинарах. Они примеряют на себя роль дипломатов. Под руководством кандидата исторических наук Василия Никуленкова ребята с энтузиазмом «играют» в ООН, когда каждый участник представляет определенную страну — члена международного сообщества. Кроме участия в «Модели ООН», студенты воссоздают исторические события, участвуют в региональных и международных конференциях, путешествуют, налаживают связи со студентами из других стран. По словам Василия Никуленкова, все это не только позволяет студентам по-новому посмотреть на мир, но и расширяет их профессиональные горизонты. С Василием Никуленковым поговорил Никола Крастев.
— Когда события в Украине начали активно разворачиваться, нам профессор Кафедры геополитики или глобалистики сделал такое предложение, что нужно как-то нам активизироваться и отреагировать на происходящее быстрее, чем настоящий Совет Безопасности ООН это сделает. Ну, собственно, я тоже сам об этом думал, а потом мы как раз выяснили, что у нас еще один профессор, доктор наук, он украинец сам и находился в Киеве в это время. И как только он вернулся, мы сразу же, мгновенно организовали экстренное заседание нашего, «Модели ООН», Совбеза. Вот как раз экстренностью отличается наша «Модель ООН». Мы не только в октябре работаем, когда начинается новая сессия Генеральной Ассамблеи, а работаем, как настоящая ООН, собираясь на заседания, когда есть необходимость в этом.
15 стран, нынешние члены Совбеза, решили как раз выработать свою резолюцию по тем событиям, которые в Киеве происходили. Вдобавок, наш украинский профессор показал нам свой видеофильм, который он успел снять, это все происходило до эскалации насилия, когда были жертвы. Для ребят в «Модели ООН» все это было очень интересно, потому что человек приехал с места события, все видел своими глазами.
— Сколько студентов сейчас у вас принимают более или менее регулярное участие в мероприятиях вашей «Модели ООН?»
— Секретариату удалось собрать около 25 человек. Еще не все имена выставлены на нашем сайте, но 25 — это только представители России, плюс еще у нас четыре человека — зарубежные члены Секретариата — из Индии, Пакистана, Южной Кореи и Египта. Они могут собраться хоть завтра, регулярно. В целом, стратегия набора участников в нашей «Модели ООН» в том, что мы повышаем информированность о работе ООН среди студентов университета, набираем людей, регистрируем и проводим регулярные заседания, в этом году будет череда мероприятий в октябре. Постоянные участники — это как-раз эти 25 человек — состав нашего Секретариата.
— За их участие в работе «Модели ООН» студенты получают какие-то очки, зачеты в связи со своей академической работой в университете?
— На сегодня в университете нет специального учебного курса, связанного с ООН, нет каких-то особых требований к студентам, преподаватели тоже не требуют от студентов специальных знаний по поводу деятельности ООН. Наши участники — это студенты, которые сами проявляют повышенный интерес к деятельности ООН, к целям и задачам Организации. Я стараюсь для них создать максимальный комплекс стимулирования. И этот комплекс непрерывно пополняется. Например, содействую публикации в журналах их научных статей, связанных с деятельностью ООН, стараюсь следить потом за их карьерным ростом, помогаю в оформлении командировок — и в России, и за рубежом, их участие в конференциях, создаю преференции для этих ребят, например, их доступ в библиотеку по международным отношениям, использование каких-то закрытых или труднодоступных ресурсов.
— Расскажите, как проходили проекты, о которых Вы упомянули в нашем предварительном разговоре, о реконструкции Венского конгресса 1814-1815 годов и Гаагских конференций 1899 и 1907 годов?
— Реконструкция Венского конгресса у нас только планируется на октябрь, когда будет отмечаться его 200-летие. Замысел у нас простой — я уже Вам говорил, что постоянно думаю о системе стимулирования наших участников, постоянно думаю над методами популяризации деятельности ООН.
Просто «Модель ООН» уже не отвечает тем требованиям, которые могли привлечь внимание и интерес со стороны других участников. Ну и, кроме того, я все-таки кандидат исторических наук, поэтому мне пришла в голову идея о разработке исторических реконструкций событий, в которых в определенной мере использовался принцип многофакторной дипломатии. Венский конгресс и Гаагские конференции как раз таковыми и являются. Они были некоего рода прототипом той дипломатии, которая спустя много лет нашла применение в работе Лиги Наций, а позже — в структуре ООН.
В будущем мы планируем также реконструировать и первое заседание ООН, которое, несомненно, имеет исторический статус. Планируем также и реконструкцию других ключевых заседаний в истории ООН. Это отличное наглядное пособие для наших студентов и активный способ для их ознакомления с историей Организации.
В данный момент нам как бы «выпала» собственно сама Гаагская конференция (1899) — это событие значимое, оно недостаточно хорошо освещено СМИ поскольку в то время журналистов не допускали на заседаниях конференции. Интересный момент и в том, что сама конференция касалась Сибири, с точки зрения университета мне было нужно еще и привязать это мероприятие к Красноярскому краю. Мы порылись в архивах, старых газетах и выяснилось, что конференция каждый день освещалась в краевых СМИ, конкретнее — в газетах, выходивших в Енисейской губернии. Мы сами восстановили целый пласт истории того времени, конец XIX века, потом разобрались с количеством стран участников конференции — это 26 государств, одежды участников по фотографиям старым, с позициями государств-участников в то время, для наших студентов-историков это была очень интересная работа, которая полностью попадала в их учебный формат.
Мы также собрались за круглым столом и пытались максимально приблизиться к национальной символике того времени — национальные гимны, флаги и так далее. Следует сказать, что был очень большой резонанс на эту историческую реконструкцию, заинтересовались нашим проектом федеральные СМИ — телевидение и радиостанции. Таким образом, нам удалось привлечь большое общественное внимание к «Модели ООН».