Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Годовой запрет импорта из Европы и Северной Америки, конечно, лишит Россию множества свежих продуктов, но эти санкции могут вызвать переизбыток товара на европейском пространстве, которое теряет крупный рынок сбыта. По данным Евростата, на Россию приходится 10% всего сельскохозяйственного и агропромышленного экспорта ЕС (порядка 12 миллиардов евро в год).

Европа развивает контрнаступление. 18 августа Европейская комиссия объявила о выделении 125 миллионов евро на поддержку сельского хозяйства, которое оказалось под ударом годового российского эмбарго на импорт западного продовольствия.

Как указано в официальном пресс-релизе, решение о субсидиях вступает в силу в понедельник и касается таких продуктов как морковь, помидоры, капуста, перец, цветная капуста, огурцы, грибы, яблоки, груши, ягоды, виноград и киви.

Сокращение объемов для сохранения цен

«Бюджет программы составляет примерно 125 миллионов евро, — отметил на пресс-конференции официальный представитель Еврокомиссии Роджер Уайт (Roger Waite). — Ее смысл в том, чтобы сократить попадающие на рынок объемы продукции и не дать ценам упасть до критического уровня».

Все формальности будут окончательно утверждены только через несколько недель, однако меры вступают в силу с 18 августа и будут действовать до конца ноября. Как отмечает источник в европейском руководстве, в первую очередь помощь получат крупнейшие поставщики овощей и фруктов в Россию: Польша, Литва, Бельгия и Нидерланды.

Кроме того, 5 сентября (то есть на три дня раньше изначально установленного европейскими властями срока) в Брюсселе должно состояться чрезвычайное заседание министров сельского хозяйства, на котором будут обсуждаться последствия российского эмбарго. «Сначала мы оценим ситуацию и только потом примем решение, когда внимательно рассмотрим последствия объявленных Россией мер», — заявил министр сельского хозяйства Франции Стефан Ле Фоль (Stéphane Le Foll).

Далее, Европейский Союз намеревается обратиться во всемирную торговую организацию, отметил посол ЕС в Москве Вигаудас Ушацкас (Vygaudas Usackas).

Франция — восьмой по значимости поставщик России

6 августа Владимир Путин распорядился на год запретить импорт сельскохозяйственной продукции из государств, которые приняли экономические санкции против России. В их числе оказалась и Франция.

Как отмечается в президентском указе, «в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению». Решение было принято «в целях защиты национальных интересов Российской Федерации».

По российской статистике, в 2011 году импорт сельскохозяйственной продукции из Франции достиг отметки в 1,064 миллиарда долларов при общем объеме поставок продовольствия в 28,02 миллиарда долларов. Таким образом, Франция занимает восьмое место среди поставщиков сельхозпродукции в Россию и обеспечивает 3,8% российского импорта.

Беспокойство по поводу избытка продукции


12 августа Стефан Ле Фоль призвал Европу «играть сообща», подчеркнув, что главная угроза нависла над сектором овощей и фруктов. «Существуют опасения, что на европейском рынке может оказаться переизбыток продукции, которая лишилась рынка сбыта в России», — отметил французский министр.

В Национальном фронте в свою очередь пошли чуть дальше и потребовали принятия «конкретных мер» в отношении «самых уязвимых» предприятий, которые затронуты российским эмбарго. «Целый ряд представителей малого бизнеса в сельскохозяйственной сфере день за днем повторяют, что их поджидают немалые трудности. Эти предприятия не обладают развитыми экспортными службами, которые бы позволили им быстро перенаправить продажи», — говорится в пресс-релизе Национального фронта. Кроме того, «французские банки могут затормозить выплаты по обязательствам и страховым договорам, что создаст финансовые трудности».

Годовой запрет импорта из Европы и Северной Америки, конечно, лишит Россию множества свежих продуктов, но эти санкции могут вызвать переизбыток товара на европейском пространстве, которое теряет крупный рынок сбыта. По данным Евростата, на Россию приходится 10% всего сельскохозяйственного и агропромышленного экспорта ЕС (порядка 12 миллиардов евро в год).

Кризис может обостриться

Свежие фрукты, сыры, свинина — объем экспорта по каждой из этих категорий товаров составляет примерно миллиард евро. Именно их больше всего не хватает на российских столах, и именно они формируют основу продовольственного импорта из Европы в Россию вместе с овощами (770 миллионов евро) и спиртными напитками (1,5 миллиарда евро). Тем не менее на алкоголь эмбарго не распространяется. Помидоры, персики и яблоки закупаются у европейцев, которые сейчас оказались в глубоком кризисе из-за большого урожая.

Такая ситуация может вызвать двойной эффект, считает глава крупнейшего сельскохозяйственного профсоюза Франции Ксавье Белен (Xavier Beulin): «Россия отказывается от импорта, и не пошедшие на экспорт продукты отправятся в европейские страны и вызовут кризисную ситуацию». По словам президента Федерации производителей фруктов Франции Люка Барбье (Luc Barbier), «в 2012 году испанцы экспортировали на Украину и в Россию 100 000 тонн фруктов. Теперь этот объем вывалится на европейский рынок».

Италия, Франция и Испания уже ведут войну на рынке персиков и нектаринов (по словам Стефана Ле Фоля, она может стать объектом первых общеевропейских конкретных мер). Кроме того, как считает Люк Барбье, у нас назревает «катастрофа» с яблоками: «Польша вела активный экспорт в Россию, и в этом году в стране ожидается большой урожай, который, разумеется, отправится на внутренний рынок». По данным Всемирной ассоциации производителей груш и яблок, Польша — безусловный лидер по объемам выращенных яблок в Европейском Союза (в этом году ожидается 3,5 миллиона тонн).

Франция в прошлом году получила 1,17 миллиарда евро от экспорта продовольственной продукции, в том числе 26 миллионов от поставок фруктов. Европейская комиссия намеревается принять исключительные меры для поддержки производителей персиков и нектаринов, по которым бьет принятое в Москве решение об эмбарго. В этом секторе ведется жесткая борьба между Францией, Италией и Испанией. К тому же, он серьезно пострадал от неблагоприятных погодных условий. «Необходимы срочные действия в связи с недавним падением цен на рынках персиков и нектаринов. Я предлагаю Европейской комиссии незамедлительно принять меры для сокращения предложения и расширения спроса», — говорится в пресс-релизе европейского комиссара по сельскому хозяйству Дачиана Чолоша (Dacian Ciolos).

Норвежский лосось нахлебался воды

Как бы то ни было, первый серьезный удар ощутили в Норвегии, где акции всех производителей лосося во главе с Marine Harvest потеряли в стоимости 7-8% на бирже. Норвегия не входит в ЕС, однако решила присоединиться к санкциям против России, которая представляет собой главный рынок сбыта для ее морепродуктов (с января импорт достиг отметки в 380 миллионов евро).

Что касается говядины, главным поставщиком России уже давно является Бразилия. Она оставляет далеко позади другие страны Латинской и Северной Америки (их тоже касаются санкции). Объемы европейского экспорта в свою очередь явно идут на спад с 2013 года (менее 50 000 тонн против 100 000 тонн в 2011 году) в связи с санитарными ограничениями, которые зачастую воспринимаются как «политический предлог», отмечает вице-президент Национальной федерации скотоводства Ги Эрмуэ (Guy Hermouet).

По его словам, пострадают от запрета главным образом Бельгия, Нидерланды и Германия. Нереализованная ими продукция может отправиться на европейский рынок, что еще сильнее отразится на доходах в животноводстве. Немецкая федерация сельхозпроизводителей, которые итак уже серьезно пострадали от введенного в апреле эмбарго на импорт свинины (из-за обнаружения у кабанов африканской чумы свиней), призвала Берлин и Европейскую комиссию «продолжить усилия» по поиску новых рынков.

Эмбарго без серьезных последствий


Как бы то ни было, министр сельского хозяйства Германии Кристиан Шмидт (Christian Schmidt) поспешил заверить всех, что российское эмбарго на сельскохозяйственную продукцию из Европейского Союза не повлечет за собой серьезных последствий для европейского рынка. Российский агропром может удовлетворить лишь 60% продовольственных потребностей страны, и Россия «не в силах самостоятельно скомпенсировать эту нехватку, например, в том, что касается молочной продукции», — отметил он в вышедшем 17 августа интервью газете Frankfurter Allgemeine Zeitung.

Таким образом, министр полагает, что российское эмбарго не сильно отразится на европейском и в частности французском агропроме. Как пишет Ouest France, объем продуктового экспорта в Россию достигает для Франции 250 миллионов евро, однако 40% из него приходится на вина и спиртное, которых эмбарго никак не касается.

Как ни парадоксально, но больше всего пострадать от всего этого может Москва. Эффект принятых мер все еще «совершенно неясен, однако, по всей видимости, тяжелее всего придется самой России», — считают в британской компании Capital Economics. Единственным серьезным исключением из правила становится Литва: отныне запрещенный экспорт продуктов в Россию равняется для нее 2,5% ВВП.

Тем не менее опрошенные AFP эксперты полагают, что российское решение о временном запрете экспорта продовольственной продукции из США и Европейского Союза может открыть широкие возможности перед агропромом латиноамериканских государств. Россия вполне может обратиться к Бразилии, Аргентине, Чили и Мексике для заполнения своих супермаркетов, несмотря на трудности в связи с большими масштабами и стоимостью производства.

Кроме того, извлечь пользу из ситуации могут Швейцария, Таиланд, Турция и Египет.