Сообщение о переговорах в Белоруссии участников украинского конфликта стало на короткое время топ-новостью мировых СМИ. И сразу же породило значительное количество загадок, гипотез, мифов, прогнозов.
В первые часы после появления этой новости разные СМИ стали говорить о роли официального Минска как посредника в переговорах, о том, как этот статус повысит международный вес Белоруссии, улучшит ее имидж.
Но здесь надо внести ясность. Дело в том, что Белоруссия не выполняет на этих переговорах роль посредника. Более того, она в них даже не участвует. Роль посредника выполняет ОБСЕ. Белоруссия всего только предоставила место, помещение, площадку для этих переговоров. И не более того.
С самого начала возникли разные версии о смысле и формате переговоров. По информации пресс-службы белорусского лидера, президент Украины П.Порошенко попросил А.Лукашенко предоставить место для проведения переговоров «по разрешению украинского кризиса».
Сообщение администрации президента Украины об этом событии было несколько иным. Официальный Киев назвал мероприятие в Минске не переговорами, а «заседанием трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации в Донбассе с участием второго президента Украины Леонида Кучмы, посла России Михаила Зурабова и представителя ОБСЕ». Причем повестка дня этого заседания очень узкая, ограниченная, локальная. На обсуждение предлагалось вынести только два вопроса: освобождение всех заложников, которые остаются у боевиков (168 человек), и обеспечение допуска международных экспертов на место падения самолета Малайзийских авиалиний.
Сразу же возник вопрос: почему это заседание контактной группы нельзя было провести в Киеве? Там находится посол России на Украине М.Зурабов, там живет Л.Кучма, и представители ОБСЕ уже давно на украинской территории наблюдают за ходом конфликта. Зачем всем сторонам тащиться в Минск?
Загадка разрешилась 31 июля в конце первого дня переговоров. Белорусское государственное агентство БелТА сообщило: «В Минске проходят очные консультации трехсторонней контактной группы (Украина — ОБСЕ — Россия) по урегулированию ситуации на востоке Украины с представителями руководства самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР)». На кадрах из резиденции «Заславль», где проходили переговоры, которые показал телеканал ОНТ, замечен человек, внешне похожий на Андрея Пургина — так называемого «вице-премьера» этой самой никем не признанной ДНР. Кстати, он официально объявлен Украиной в международный розыск как преступник.
Таким образом, на переговорах или, как говорится в официальных сообщениях, «консультациях» появилась четвертая сторона — сепаратисты. И теперь становится понятным, почему это заседание проходит в Минске. Нужна была нейтральная территория. Сама Украина, где идет война — не самое лучшее место для переговоров о мире. Россия и страны ЕС — фактически являются участниками конфликта. Белоруссия же, во всяком случае на уровне официальных заявлений, занимает в украинском кризисе позицию нейтралитета. К тому же — соседняя страна, не надо ехать далеко.
Также только теперь становится понятным вначале показавшееся странным заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова, который заявил: «Мы будем приветствовать контакты и благодарим наших белорусских коллег за то, что они помогают украинцам все-таки сесть за стол переговоров». Именно РФ подталкивает украинское руководство сесть за стол переговоров с сепаратистами и стремится обеспечить им международную легитимацию.
Нужно обратить внимание, что это не первая попытка разрешить украинский кризис путем переговоров. В апреле в Женеве (Швейцария) проходил переговорный процесс с участием глав дипломатических ведомств России, Украины, США и ЕС. Стороны даже подписали соглашение о мирном разрешении конфликта, которое не было выполнено РФ.
В июне в Донецке уже проходило заседание трехсторонней контактной группы в формате Украина–Россия–ОБСЕ плюс сепаратисты по реализации мирного плана президента П. Порошенко. Официальный Киев там тоже представлял Л.Кучма.
Иначе говоря, это не первая попытка украинского руководства сесть за стол переговоров с сепаратистами. Но, видимо, для официального Киева эта ситуация неприятная и политически невыигрышная. Поэтому он всячески пытается замаскировать этот факт. И хоть в консультациях в Заславле принимает участие четвертая сторона (сепаратисты), но официально все это почему-то именуется «заседанием трехсторонней контактной группы». Такой треугольник с четырьмя углами.
И на самом ли деле на заседаниях в Заславле обсуждаются только две локальные темы: об освобождении пленных и обеспечении доступа к месту падения «Боинга»? Кстати, эти вопросы, согласно официальной информации, благополучно решены. Если так, тогда переговоры завершены? Но появилось сообщение, что переговоры были продолжены, но уже на уровне экспертов. Обращаю внимание, что консультации в Заславле идут на фоне продолжающейся войны на востоке Украины, хотя логичней было бы на это время объявить перемирие.
В СМИ появилось много версий и прогнозов о том, как эти события повлияют на имидж Белоруссии и ее руководства. Безусловно, в информационных потоках последних дней наша страна оказалась в фокусе внимания. Конечно, А. Лукашенко не мог упустить возможность оказаться в центре СМИ, попиариться на этом событии. Он принял экс-президента Украины Л. Кучму, много говорил о роли Белоруссии в урегулировании украинского кризиса. Президент Белоруссии действует в своем привычном стиле. Помните, когда Дарья Домрачева завоевывала олимпийское золото в Сочи, все белорусы узнали, что именно А.Лукашенко ее лично инструктировал. А еще, по его словам, он подкармливал булочками всемирно известную белорусскую теннисистку Викторию Азаренко. Так и теперь без напутствий президента Белоруссии вряд ли участники переговоров в Заславле достигли бы успеха.
Однако этот нехитрый пиар может иметь эффект только для внутренней аудитории. Белорусские государственные СМИ будут много рассказывать нашим телезрителям о растущем авторитете Белоруссии и ее лидера в мире.
Что касается международного имиджа, то вряд ли сам факт переговоров в Белоруссии как-то поможет его улучшить. Все-таки официальный Минск не выступает здесь в роли посредника, даже не является их участником. Неизвестно еще, продолжатся ли эти консультации дальше, не говоря уже о том, чтобы они привели к результатам, т. е. к миру на востоке Украины. И вряд ли эти переговоры в Заславле помогут улучшить отношения Белоруссии с Западом. Все же эти процессы развиваются в разных плоскостях.