Историческая драма, вот уже полгода продолжающаяся на Украине, на мой взгляд, является не только и не столько российско-украинским конфликтом и даже не противостоянием Кремля и Майдана. В историческом контексте это может быть описано как первая война телевидения с Интернетом. И в этом смысле она является борьбой века 20-го против века 21-го. А посему исход ее предрешен.
Американские специалисты-политтехнологи утверждают, что США проиграли войну во Вьетнаме из-за фотожурналистов. Снимки расстрелянной деревни Сонгми и детей, обожженных напалмом, наводнявшие мировую печать в конце 60-х, подняли гигантскую волну национального протеста и заставили Ричарда Никсона остановить войну и вывести войска.
Советская авантюра в Афганистане жестко цензурировалась в местной печати и не вызвала общественного возмущения, способного влиять на события, тем самым став одной из причин последующего распада СССР. Однако это послужило неким уроком для США и свою следующую военную кампанию в Ираке и том же Афганистане американцы уже освещали под контролем.
Этому помогло то обстоятельство, что войны теперь стали «телевизионными», ибо проходили под прицелом телекамер, иногда в прямом эфире и «на публику». То был звездный час CNN, вездесущего, круглосуточного и всевидящего как Бог. В те годы почти всерьез шутили: «Существует лишь то, что показывает CNN». Контролировать мир означало контролировать телевидение — и наоборот. Однако, генералы, как всегда, готовятся к прошлой войне, и пока телевидение шествовало по планете победным маршем, вызрело и проклюнулось новое оружие массового поражения сознания, гораздо более мощное и гораздо менее контролируемое — Интернет.
Еще недавно лишь бездонная библиотека для студентов и секс-игрушка для подростков, «всемирная паутина» показала миру жало, когда к ней прибавились мобильные телефоны с встроенными видеокамерами. Превращение произошло столь быстро, что его мало кто успел осмыслить. Если в начале иракской войны кадры статуи Саддама Хусейна, сбрасываемой с постамента, были телевизионным символом и заставкой эпохи, то спустя лишь несколько месяцев, кадры казни реального Саддама Хусейна уже символизировали конец той и наступление новой информационной эры, так как кадры эти не могли быть показаны по ТВ, но молниеносно разносились по Интернету...
Отныне частная жизнь человечества практически закончилась, став благодаря социальным сетям общественным достоянием, а вот жизнь общества — от политики до войны — стала частным делом почти каждого интернет-пользователя. Отныне каждый, вооруженный смартфоном и ноутбуком, то есть добрая треть цивилизованного человечества, может снимать, комментировать и публиковать любую информацию по всему миру. Таким образом, рухнула древнейшая и важнейшая монополия любой власти — монополия на информацию. Конечно, все это происходит не за одну ночь и не следует забывать о других двух третях народонаселения, все еще уповающих на ТВ, как на основной, а нередко и единственный источник информации.
Путинское телевидение недавно доказало, что старое оружие еще вполне боеспособно, как автомат Калашникова, почти не изменившийся с 1947 года. За последние месяцы российское ТВ побило все пределы и рекорды дезинформации, лжи и пропаганды ненависти, оставшиеся с геббельсовских времен. Но как бы эффективна ни была «киселевская» машина по промыванию мозгов и зомбированию телепублики, она вскоре нашла, как коса на камень, на поначалу беспорядочное, но с каждым днем крепнущее интернет-сопротивление Украины. В этом смысле, пожалуй, уже вошел в историю глава МВД Украины Арсен Аваков в качестве первого политика эпохи Интернета, который регулярно отчитывается в Фейсбуке о ходе военных операций.
Таким образом, ТВ-война прошлых двух-трех десятилетий превратилась отныне в Интернет-войну. Вот чего не учли кремлевские политтехнологи и вот почему они начинают проигрывать на информационном фронте, где активные авторы и пользователи всегда имеют преимущество над пассивными зрителями и потребителями. Вот почему путинская политика неизбежно проиграет аваковской, а Кремль — Майдану. Ибо те, кто смотрит телевизор, всегда слабее тех, кто читает книги и пишет в Интернете.