До итогов года еще далеко, но первый претендент на «Разочарование года» уже определен. Это Патриарх Московский Кирилл. Он окружен разочарованием, как коконом — и не разберешь, где заканчиваются его собственные разочарования и начинаются разочарования в нем самом со стороны... да решительно всех.
Список разочарований Патриарха следовало бы начать с самого начала. На наших глазах он потерял, возможно, самое дорогое, что у него было — «Русский мир». Любимое детище, которое он так старательно выводил в свет, радовался успехам, ревниво следил за реакцией публики, принимал поздравления. Он искренне верил в его светлое будущее и работал на него не жалея сил. Он, возможно, вовсе не подозревал, что в душных кремлевских кабинетах его дитятку готовят неказистое будущее. И когда узнал — попробовал сопротивляться. Да, к его чести, он был резко против применения оружия в отношении Украины. Он до конца оставался приверженцем «мягкой силы». Он столько трудов положил, чтобы создать этот «Русский мир», он был так уверен, что такая политика куда более изящна и, главное, эффективна, чем политика прямого военного вмешательства. И, самое главное, он так ясно понимал, что переход от политики идеологического единства к политике силового вмешательства отодвинет его на третьи роли в российском истеблишменте — ему придется уступить место у трона военным.
Но что поделать? Его не послушались. Его «Русский мир» оказался не целью, а средством. Всего лишь предлогом для тех, кто хотел побряцать оружием и поорать про «Крымнаш», «Донбасснаш» и прочий «полныйнаш».
Патриарх обиделся. Он вообще перестал упоминать «Русский мир», заменив его в официальных речах совершенно неудобопонятной, но более приличествующей случаю «исторической Русью». Он отказался явиться на торжества по поводу «Крымнаша». И оставил тамошнюю митрополию в подчинении Киева. Он отделывался лояльными, но довольно неопределенными речами об «умиротворении» и «братоубийственном конфликте» на востоке Украины, но не давал резких оценок. Он хотел сохранить хотя бы лицо — раз уж не удалось сохранить все остальное.
Но ему не позволили даже такой малости. Российская власть выросла из той службы, которая не допускает чистоплюйства, а в качестве морали исповедует комитетские идеалы. Которая знает, что удержать шоблу сплоченной можно только одним-единственным путем — повязав пацанов кровью. Ну, или хотя бы грязью. Если вступаешь в шоблу — не рассчитывай, что сохранишь перчатки чистыми. То, что шобла стала государственной властью, ничего не меняет в ее ценностях и методах.
Когда список разочарованных Патриархом пополнился кремлевскими начальниками, пришло ему время расплачиваться и за чужие неудачи, и за свои демарши. В том, что «крымский сценарий» на Донбассе провалился, «виноватым» оказался и Патриарх. Пока он рассказывал о «Русском мире» и его успехах на Украине, ему охотно верили. Верили, что нигде на Украине, помимо маленькой Галичины, никто всерьез «проект Украина» не воспринимает. Не верит в него. И уж конечно не пойдет за него воевать. Что стоит только включить погромче «православное единство», поставить народ перед выбором — «бандеровцы» или «Русский мир» — и можно не сомневаться, чему в ответ грянет дружное «ура!» Ну, ладно, в Киеве хунта, Киев придется отложить. Но все остальное русскоязычное — весь юго-восток, как вы помните, значился в планах «великого воссоединения» — обязательно окажется «нашим».
Не оказался. Мало того, оказал сопротивление. И это в самых русскоязычных православных вотчинах самых русмировских владык! Легко сделать вывод, что Патриарх Кирилл несколько преувеличил успехи православного «Русского мира» на территории Украины. И такой вывод наверняка сделали. Даром, что он ошибочный — ведь есть разница между «принадлежностью к великой русской культуре» и готовностью «проглотить» оккупацию. Провал «Русского мира» на Украине записали на счет Патриарха. Российская верхушка пришла к выводу, что все вклады в РПЦ — материальные и символические, — сделанные «на единство Руси» можно смело заносить в графу «чистый убыток».
Впрочем, процесс разочарования Патриархом в Кремле начался уже пару лет как. Вернее, это еще не было разочарование — просто охлаждение. Его работу по идеологической подготовке к физическому воплощению «Русского мира» сочли оконченной. Судя по тому, что пишут о подготовке России к агрессии против Украины, начало охлаждения в отношениях между Кремлем и Патриархом приблизительно совпало с началом подготовки вторжения.
Теперь Патриарху приходится отдуваться. И за демарш по поводу Крыма, и за невнятную позицию по поводу войны на Донбассе, и вообще за то, что Украина все-таки существует. То есть, он обречен на умножение разочарований.
В первую очередь, во всем, что касается Украины. Если у Патриарха еще сохранялись какие-то надежды удержать украинскую церковь в своей орбите (хоть бы в районе Плутона), то после начала обширной переписки по вопросу «религиозной войны» они пропали окончательно. Патриаршая кляуза на Украину во Вселенский Патриархат, в ООН, в СБ ООН, в ОБСЕ о «разгроме канонического православия под видом АТО» — последняя соломинка, которая может сломать спину верблюду. Патриарх, наконец, перестал юлить и открыто принял сторону боевиков — людей, которые, следуя его логике, являются защитниками «канонического православия». Все остальное, кажется, Патриарха не интересует.
Патриарх в своих письмах и обращениях в лучших киселевских традициях рече миру о том, что «раскольники» и «униаты» как начали на Майдане с призывов громить православие — так теперь, получив оружие, и громят уже всерьез, по-взрослому. Т.е, у нас с вами не террористы, не гражданский конфликт, не агрессия соседнего государства, даже не гибридная война, в которой всему место найдется — у нас Варфоломеевская ночь. Вот что Патриарх Кирилл имеет сообщить миру по поводу конфликта на Украине.
Патриарху, по всей видимости, не хотелось писать такой откровенный пасквиль. Его письмо то возникало на официальных сайтах, то пропадало, что твой «брегет». Чем вызывало еще больше ажиотажа, разумеется. Но и надежду на то, что Патриарху неловко за него. Вот только остался невыясненным вопрос, за что именно неловко — за содержание письма, или за то, что появилось оно накануне интронизации нового митрополита Киевского, т.е. несколько не ко времени. Потому что оно очевидным образом поставило под удар именно его, свежеиспеченного предстоятеля УПЦ МП, которому надо как-то балансировать между московским начальством и киевской властью. СБ ООН Патриарх может рассказывать, что УПЦ и РПЦ «абсолютно вне политики», что они «мирумир», что «только в молитве за всех», «в попечении о страждущих», в «подвижничестве» и вот, наконец, и «мученичестве» несут слово Божье и Свет миру. И что вот за это служение их и берут теперь к ногтю всякие «раскольники» да «униаты». А на Украине эти рассказы, мягко говоря, никого не убедят. Совсем наоборот — градус разочарования поднимут до критической отметки. До отвращения.
Именно отвращения, а не ненависти, как, может быть, рассчитывал Патриарх и его кураторы. Ненависть им была бы на руку. Она дала бы возможность превратить УПЦ МП в «церковь-мученицу». Пускай националисты громят приходы, бьют батюшек, передают имущество в другие конфессии. А власть закрывает на это глаза, а лучше пускай вообще запретит МП на территории Украины. Чем хуже — тем лучше. Во-первых, это сплотит православный народ в России в противостоянии хунте и, возможно, позволит рекрутировать побольше «защитников канонического православия» для войны на Донбассе. Во-вторых, потерю украинской части церкви можно будет списать на «богоборческий разгром», а не на собственную тупость и жадность. Вот, мол, и мировое сообщество не даст соврать — мы к ним обращались.
Но пока что в отношении Московского Патриарха на Украине доминирует отвращение, а вовсе не ненависть. Оно ощущается во всем и во всех участниках драмы. В украинской власти, например, которая просто отвернулась от УПЦ, как от пустого места. Показательно, что ни президента, ни мэра Киева не было на интронизации новоиспеченного митрополита Киевского, а премьер даже не потрудился прислать поздравление. «Занятость» — не аргумент. Особенно учитывая роль, которую Московский Патриархат и УПЦ сыграли и играют в конфликте на востоке страны. Кажется, власти просто не хочется иметь дело с УПЦ и их московским начальством. Да и смысла нет — ведь уже стало ясно, что никакой помощи в умиротворении на востоке от церкви они не получат. Напротив, в УПЦ активно помогают Патриарху раздувать скандалы по поводу «притеснений православия». И Киевская митрополия то ли не может, то ли не хочет это пресечь. Так о чем с ними разговаривать? Только время терять. Власть Украины разочарована в своих «партнерах по симфонии». А для православной церкви это серьезная проблема.
Это разочарование хорошо заметно в обществе. Где даже призывы «громить и запрещать» вызывают все меньше сочувствия, и все больше — желание отвернуться и пожелать всем «московским прихожанам» самим разобраться с собой, своей совестью, своей церковью и гражданской лояльностью. Им придется делать это совершенно самостоятельно — священноначалие и не подумает им помочь.
Священноначалие после выборов митрополита Киевского в патовой ситуации. Митрополит Киевский человек крайне консервативный и преданный русскому православию. Он не станет ничего менять. Возможно, он даже не заметит, что перемены необходимы. Его окружение старается сгладить углы, но этих усилий до смешного мало. Вот, например, на днях руководитель пресс-службы УПЦ МП выступил с сенсационной новостью: «Крым — Украина». Конечно, лучше позже, чем никогда. Но не кажется ли официальным лицам УПЦ МП, что сейчас куда актуальнее было бы дать оценку всем тем провокациям, которые изливаются из уст московского церковного начальства? А заодно всем тем страшным картинкам «преступлений карателей нацгвардии против канонических православных», которые щедрым потоком текут по русскому ТВ. Но о «преследованиях по религиозному признаку» митрополит Онуфрий пишет письмо президенту, а Патриарх Кирилл — кому угодно, вплоть до «Спортлото», но только не туда, куда писать следовало, если бы факты преследований действительно имели место, — в Генеральную прокуратуру Украины.
Ответ прост: потому что судьбы конкретных людей никого не интересуют. Они создают информационный повод. И, соответственно, повод для дальнейшего наращивания военного конфликта. И, соответственно, новых страданий. Такой вот «мирумир».
Интереснее всего — как поступят священники и миряне УПЦ МП. Дальше убаюкивать себя и слушателей тем, что «церковь вне политики» и «официальная позиция церкви не такая» — не получится. Заявления Патриарха Московского — самая что ни на есть «официальная позиция» их церкви. Которая заключается в том, что УПЦ на Украине должна срочно стать гонимой, мученицей, а ее гонители — вчерашние друзья и соседи, они же «раскольники», «униаты» и прочие представители бандеровской национальности.
Вот кто, наверное, испытывает самое горькое разочарование — прихожане УПЦ. Они действительно много потеряли в эту войну. Они привыкли думать о себе как части огромной церкви, которая заботится о них, как мать. А она всего лишь использовала их как разменную монету. Как повод для политического вмешательства и даже военного вторжения. А теперь еще и толкает на «подвиг», на «мученичество». И ладно бы ради веры, так ведь нет — ради очередной геополитической химеры.
Впрочем, Патриарх Московский по-своему честен со своей украинской паствой: они должны выбрать, кому сохранять лояльность, с кем сохранять единство — со своим народом (да, с раскольниками и униатами включительно) или с «Русским миром». Судя по всему, Патриарх Кирилл окончательно канул в омут разочарований — утопив вместе с собой не только «Русский мир», но и РПЦ заодно.
Но это вовсе не значит, что УПЦ должна отправиться следом. Это значит, что теперь она должна искать свою дорогу сама.