Во властных кабинетах и коридорах Армении царит большое воодушевление. Санкции Европы и США в отношении России открыли у армянских чиновников второе дыхание. В их глазах сверкает злорадствующий огонь, они хотят выудить пользу из тяжелого положения другого. Настал звездный час, когда одним ударом можно закрыть следы всех провалов и неудач не собственным умом и трудолюбием, а ловкостью протиснуться в опустевшие места. Настал благоприятный момент загрузить накопленное в складах добро и взять путь на север. А у прибывающего в сентябре в Армению премьер-министра РФ Дмитрия Медведева постараются выудить обещания наиболее благоприятных условий для экспорта армянских товаров. Чем после этого компенсируют за это — еще не ясно, да и не суть важно.
В правительстве Армении царит безумный переполох. Все считают, обдумывают варианты, стучатся в двери бизнесменов. Уже известно, что из 57 наименований товаров, оказавшихся под российским запретом, Армения экспортирует 37, из которых 31 — непосредственно в Россию. Остается выяснить две важные вещи — наибольший объем, который можно вывезти из страны и (пожалуй, самое главное) как это сделать? Второе не имеет однозначного ответа. Правда, власти призывают, поощряют, трубят, что их содействие не заставит себя ждать. Но это только для наивных. Те, кто наиболее опытен, за это время уже успел спросить, кому выгоден экспорт — экспортеру или тому, кто дает ему такое право? Все ли окажутся в равном положении? Даже сегодня, когда еще ничего до конца не ясно, уже обозрима дискриминация, разделяющая своих от чужих. Уже звучат первые сигналы тревоги о том, как в верхах обещают содействие только компаниям, имеющим крепкие связи и крыши. Ведь благополучие родины имеет две подоплеки: можно разглагольствовать о содействии и заодно наполнять собственные карманы.
Но пока это всего лишь желание, красивая мечта. Пока никто не давал гарантий, что все будет протекать так, как предусмотрели в Армении. Ну а то, что неудачи не исключены, в доказательствах не нуждается. Вспомним, хотя бы, как несколько лет назад, когда был наложен запрет на грузинские вина, армянские виноделы так и не смогли воспользоваться благоприятной ситуацией, не восполнили пробел российского рынка. И это в том случае, когда наша продукция почти со всеми критериями могла обосноваться в торговых точках, к тому же, Армения имеет вина средней ценовой вилки, где расположились европейские производители.
Ну, хорошо, предположим, мы можем включить спиртное в список товаров, подлежащих экспорту. Что еще? Рыба и рыбная продукция также потенциально экспортируемый товар. Правда, объемы небольшие, но, как свидетельствуют специалисты, по качественным параметрам даже превосходят российские и европейские требования.
Далее идут фрукты и овощи. Здесь уже на лицах наших ответственных мужей снисходит улыбка, и они начинают делать благоприятные прогнозы о том, что цены на экспортируемые из Армении фрукты и овощи в 2015-2016 гг. могут увеличиться на $80-90 миллионов. В прошлом году было экспортировано 60-62 тысячи тонн. В этом году запланировано довести этот показатель до 64-65 тысяч тонн. Если все пройдет благополучно (если), то в будущем году и в дальнейшем эта цифра достигнет 100-120 тысяч тонн.
В первую десятку попал также отечественный сыр. Оказывается, наша страна в состоянии экспортировать в Россию 4000 тонн сыра, однако экспортирует только 1500 тонн. Выходит, что здесь также есть большой потенциал производства и экспорта, остается только, чтобы сфера поощрялась финансово и технически, и на нашей улице будет праздник.
Открытые санкциями перспективы стали настолько соблазнительными, что некоторые даже позволяют себе увлечься глобальной мечтой. Например, уже говорят о том, что раньше Россия импортировала свою военную технику из Украины, а теперь уже начнет производить сама. Почему не воспользоваться случаем и организовать у нас определенное производство?
Одним словом, пока открыты ведущие в рай двери, все желают попасть туда. Все подтверждают тот факт, что в плане цены и качества наши товары конкурентоспособны. Остается лишь, чтобы мы смогли обеспечить две другие составляющие — стабильный экспорт и большие объемы.
Первое опасение связано с перевозками. Железнодорожная связь отсутствует, автомобильная — ограничена, воздушная — дорогая. Единственная дорога в Россию и другие страны Таможенного союза проходит по территории Грузии. А над этой дорогой в ближайшее время могут сгуститься темные тучи. Дело в том, что наша страна, в случае вступления в Евразийский экономический союз, вынуждена будет аннулировать соглашение о свободной торговле с Грузией, вследствие чего поднимутся таможенные пошлины. Результатом будет то, что Грузия предпримет ответные шаги, например, поднимет плату, взимаемую за транзитные перевозки. В таком случае большая радость от санкций превратится в не менее большую грусть. Зачем тогда проделать столь длинный путь, если прибыль будет такой, как внутри страны?
Второе опасение связано с объемами. Слово «экспорт» звучит красиво, однако кто должен обеспечить внутренний рынок, если все выращивают и создают для экспорта? Тогда как ни для кого не секрет, что наши ограниченные возможности дают столь же ограниченный результат. Большие объемы требуют большие инвестиции и время. Однако сегодня нет ни того, ни другого. И получается, что страна опять собирается прыгать на веревке, которая может оборваться в любую секунду. Пока наши прокручивают в уме все варианты, может случиться все, что угодно. Не исключено ведь, что в любой момент в результате резкого изменения политической ситуации санкции Запада могут быть отменены постепенно или сразу. Или же Россия может найти других торговых партнеров в Латинской Америке, Восточной Азии и Африке в обход Армении. Именно здесь краткосрочная эйфория откроет двери долгосрочных разочарований. А значит, семь раз отмерьте, прежде чем один раз отрезать. Т.е. сколь бы момент ни казался благоприятным, не нужно сосредоточиваться только на Россию, чтобы возможные повороты экономики этой страны не создавали шоковых ситуаций для и без того находящейся в безнадежно тяжелом положении экономики Армения.