Замена наклеек, обходные пути в приграничье и создание в Белоруссии совместных с западными компаниями предприятий — лазейки для поставок «белорусских» продуктов на российский рынок изучили эксперты.
Через Белоруссию осуществляется реэкспорт запрещенных к ввозу в Россию товаров из Евросоюза, заявил Владимир Путин 26 августа на встрече в Минске.
По словам российского президента, реэкспорт запрещенных товаров через Украину после ратификации соглашения об ассоциации с ЕС может быть в десятки раз больше. «У нас даже в рамках Таможенного союза уже сегодня идет запрещенный к ввозу на территории Российской Федерации из стран ЕС реэкспорт, в данном случае через Белоруссию», — сказал Путин.
Он подчеркнул, что экспортеры зачастую просто срывают с товара наклейку, где указана страна происхождения товара, и наклеивают новую. «Вот, подписано: страна происхождения — Белоруссия. Наклейку сорвали — Польша», — цитирует Путина БелаПАН.
Как замечает политолог Александр Класковский, можно было предвидеть, что Белоруссия начнет использовать сомнительные схемы, а Россия — ловить за руку.
— С одной стороны, Россия погорячилась, когда ввела санкции. С другой — слишком много лазеек и соблазнов для партнеров по так называемой братской интеграции, чтобы не соблазниться такими схемами на грани фола, — подчеркивает аналитик.
Однако России, по его мнению, некуда деваться: раз уж решили «показать большой кукиш проклятым империалистам», придется покупать у близких друзей, иногда и закрывая глаза на то, что «это все от тех же проклятых империалистов, только в замаскированном виде».
Экономист: От заявлений Путина здесь мало что зависит
Экономист Лев Марголин полагает, что высказывания Путина никак не скажутся на белорусских поставках.
— Есть вполне легальные возможности увеличения экспорта. Например, переработка товаров, которые происходят из Западной Европы, но с добавлением другого индекса по таможенному классификатору. Или серый экспорт. Кроме того, надо иметь в виду, что есть еще экспорт, который не поддается никакому управлению, — экспорт стихийный, — отмечает экономист Лев Марголин.
Границы у Белоруссии с Россией нет. Поставить заслоны за ограниченный промежуток времени можно только на самых главных дорогах.
— Но есть ведь немало проселочных дорог. Есть масса индивидуальных предпринимателей и просто людей, которые понимают, что если в России дефицит каких-то товаров, значит, надо просто покупать их в Белоруссии в магазинах и везти туда, — говорит эксперт.
По его оценке, реальные результаты станут известны только по окончании третьего квартала.
— Если статистика покажет, что резко возрос импорт в Белоруссию тех или иных товаров по сравнению с предыдущими периодами, либо резко возрос экспорт каких-то товаров неважно куда, это укажет на скрытый процесс, который не поддается управлению, — резюмирует Лев Марголин.
И от заявлений Путина, по мнению экономиста, здесь мало что зависит, тем более что в таких схемах заинтересованы не только белорусские предприниматели и белорусский бюджет, но и российские предприниматели, которые тоже умеют считать деньги.
По мнению собеседника, Владимир Путин завел этот разговор, чтобы показать твердость своего решения о санкциях, а также то, что европейцы без России обойтись не могут и ищут обходные пути, чтобы попасть на рынок.
— Российскому президенту важно доказать, прежде всего, своему народу, что это решение имело смысл, что оно кого-то напугало и заставило нести материальные потери, — считает Лев Марголин.
Класковский: Злить перед выборами своего потребителя белорусское руководство не захочет
В то же время и белорусские представители будут изощряться в применении более тонких способов реэкспорта, отмечает Александр Класковский.
Дело не сведется к переклеиванию этикеток. Белоруссия, как заявил 26 августа министр сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии Леонид Заяц, планирует создать совместно с западными компаниями перерабатывающие предприятия, продукция которых пойдет, в том числе, и в Россию.
— Товар уже будет иметь прибавочную стоимость, созданную в Белоруссии, и тут трудно будет придраться даже с формальной точки зрения, — обращает внимание Александр Класковский. — А такие перспективы есть, и недавно поляки уже продемонстрировали свою заинтересованность.
По прогнозам политолога, определенный рост экспорта из Белоруссии в Россию будет, как и приток денег в казну. Но думать, что Белоруссия схватит Бога за бороду, не приходится, потому что агропромышленный комплекс Белоруссии не реформирован по-настоящему, не модернизирован. Потенциал его невелик.
Белорусские покупатели уже почувствовали, как беднеет ассортимент, например, молочных изделий, сыров, в частности, в Минске.
— Уже начали скрести по сусекам, обижать белорусского потребителя. Но возможности тоже невелики — перед выборами злить свой народ и оголять полки магазинов белорусское руководство тоже не захочет, — прогнозирует эксперт.