26 августа в столице Белоруссии Минске состоялась встреча президента России Владимира Путина и президента Украины Петра Порошенко. Садясь за стол переговоров, обе стороны понимали: одна встреча не сможет разрешить украинский кризис и удовлетворить требования обеих сторон. Однако переговоры все же состоялись, и сделанные заявления в очередной раз подтвердили, что обе стороны — против дальнейшей эскалации кризиса и надеются создать условия для мирного разрешения конфликта.
К настоящему моменту руководители России и Украины ясно понимают: если каждая сторона будет твердо стоять на своем, то никто не сможет сказать, когда же закончится кризис. При этом негативное влияние, которое противостояние оказывает на безопасность и интересы обеих стран, будет со временем становиться лишь сильнее. С тех пор, как начался этот кризис, отношения России с западными странами скатились к напряженному антагонизму. Запад ввел санкции против России, что стало серьезным вызовом для ее экономики. Ухудшилась и стратегическая обстановка. России будет сложно выдержать новый виток холодной войны с Западом.
Однако положение Украины — еще хуже. Отношения с Россией трудно уладить, также невозможно коренным образом изменить ситуацию на юго-востоке страны, где идет гражданская война. Кризис все сильнее раскалывает страну. В экономическом секторе падение ВВП Украины в этом году составит 6,5%, и в последующие два года подъема экономики не намечается. Особое опасение вызывает то, что на днях международное рейтинговое агентство Fitch понизило долгосрочный рейтинг дефолта Украины в национальной валюте с «B-» до «ССС». В таком положении МВФ может не выделить Украине второй транш кредита на сумму 1,4 миллиардов долларов. Но если Украина не получит этих денег, то в октябре окажется на волосок от гибели.
Порошенко также все яснее осознает и другую проблему: нельзя полагаться на союзников. Когда на Украине начался кризис, она возлагала большие надежды на поддержку США и Европы. В реальности же причина того, почему ситуация на Украине дошла до критического момента, заключается именно в том, что США и западные страны вмешались в ее внутреннюю политическую борьбу. Если бы они не подстрекали Россию и Украину, отношения между ними не ухудшились бы до такой степени. Пока Украина считает Америку и Европу своими союзниками, в стране продолжается кровопролитие. Ни США, ни Европа не собираются рисковать ради Украины. Напротив, она для них — не более чем инструмент осуществления их стратегических замыслов.
Для того, чтобы справиться с кризисом, необходимо все же опираться и на свои собственные силы. Пройдя через период ожесточенных споров и кровопролития, участники конфликта должны были уже понять, какие цели и меры допустимы, а какие — нет. Также следует отказаться от тех перспектив, которым не суждено сбыться. Чтобы найти компромисс по данному вопросу, необходимо опираться на реалистичный подход. Только так удастся переломить ситуацию на Украине.
Для Украины не совсем разумно проводить международную политику, опираясь только на свои желания и не учитывая мнение России. Украина должна понимать, что ее внешняя стратегия имеет свои ограничения, которые продиктованы ее геополитической обстановкой. И если она будет игнорировать определяющий характер геополитики, это окончательно навредит ее безопасности и интересам. Если говорить о России, то ей также нужно скорректировать свои цели на Украине. После такого надлома в отношениях продолжать перетягивать Украину на свою сторону — совершенно бессмысленно. Попытки добиться высокой степени автономии для юго-востока Украины также столкнулись с большими трудностями. Поэтому необходимо думать о закреплении результатов, достигнутых в Крыму, а также не допустить того, чтобы Украина стала членом НАТО и ЕС.
И Путин, и Порошенко в последнее время надеются на компромисс и мирное разрешение конфликта. Компромисс — это искусство, и чтобы достичь его, необходимо дождаться подходящего момента, создать все нужные условия. Экономические трудности Украины, дефицит энергоресурсов и укрепление достижений России в Крыму — все это повод для мирного урегулирования ситуации. Но важно, чтобы и международная обстановка также способствовала этому. Ясно, что политика жесткой конфронтации, которую выбрали США, только усугубит положение. К счастью, Европа не всегда слепо вторит действиям Америки. Нельзя оставить без внимания роль, которую играет канцлер ФРГ Ангелы Меркель в качестве посредника между Путиным и Порошенко: она немало поспособствовала тому, чтобы состоялась вчерашняя встреча руководителей двух стран. Европа и, в частности, Германия надеются, что Украина немного отдалится от России, однако им не нужно, чтобы украинский кризис как-то навредил им самим. Меркель публично заявила, что ситуация на Украине уже сказалась на немецкой экономике, и ей не хотелось бы, чтоб так продолжалось и впредь. Страны ЕС хотят уладить конфликт и всеми силами стараются усадить Россию и Украину за стол переговоров, поэтому в Минске также присутствовали и представители Евросоюза. На встрече в июне этого года, посвященной 70-летию высадки союзных войск в Нормандии, именно при содействии президента Франции Франсуа Олланда произошла первая краткая встреча Путина и Порошенко.
Всегда лучше договориться, чем вести войну. Переговоры между Путиным и Порошенко дали надежду людям, что кризис на Украине можно наконец-то разрешить мирным путем, нужно лишь время — и чтобы какая-нибудь досадная случайность не разрушила этот процесс.